С 1 июля этого года все государственные и муниципальные услуги Ульяновской области перейдут в электронный формат. Информацию, необходимую для назначения пособий, постановки на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, расчёта налогов, оформления компенсаций за услуги ЖКХ и т.д. и т.п., все органы власти должны запрашивать друг у друга – требовать бесконечные справки у людей, начиная с этой даты, будет запрещено.
О том, что процедуру оформления документов нужно менять в корне, по максимуму упростив её для людей, разговор идёт давно. Впрочем, только разговорами дело не ограничивалось. Через Интернет уже можно получить информацию о задолженности перед налоговой инспекцией, о штрафах ГИБДД или заказать загранпаспорт.
Однако, если раньше перевод госуслуг в электронный вид был желателен, но не обязателен к исполнению, то сегодня ситуация поменялась. Законодательное Собрание, руководствуясь действующим федеральным законодательством, уже внесло изменения в одиннадцать региональных законов, чтобы обеспечить правовую базу для упрощения механизма получения госуслуг.
– Приведу пример из своего округа: женщина 18 раз ездила в районный центр, чтобы оформить право собственности на родительский дом. Это же недопустимо! Совершенствование сферы электронных услуг – первоочередная задача, стоящая перед органами государственной власти региона, – считает Борис Зотов, председатель областного парламента. – Нам необходимо избавляться от большого количества бумаг, способствовать тому, чтобы граждане как можно меньше ходили по инстанциям, не стояли в очередях за нужным документом. Законодательно этот механизм определён, теперь главная задача, чтобы он заработал без перебоев и накладок.
Сложности с внедрением закона есть – к примеру, в отдалённых сёлах области нет Интернета, не налажено должное взаимодействие между ведомствами, не унифицирована система баз данных и обмена информацией. Кроме того, закон требует, чтобы межведомственный обмен шёл по защищенным каналам связи во избежание хакерских атак, а таковых пока не хватает. На устранение этих пробелов осталось всего четыре месяца.
22 февраля Светлана Опёнышева, министр информационных технологий региона, отчиталась перед Законодательным Собранием, как продвигается эта работа. По её словам, в 2011 году информационной системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг» воспользовался каждый 28-й из тысячи жителей области. Создана «Электронная похозяйственная книга», которой сейчас пользуются 142 муниципальных образования. В ней собраны сведения о каждом хозяйстве, членах семьи, их паспортных данных, жилых помещениях, земельных участках, скоте и многом другом. Количество документов, переданных с помощью системы электронного документооборота, превышает 100 тысяч в год и позволяет существенно экономить расходы. Так что в целом власть к внедрению электронных услуг готова если не на 100%, то минимум на 80%. А вот готовы ли люди? Только 48% жителей области имеют персональные компьютеры и выход в сеть Интернет. Это означает, что больше половины не имеют доступа к благам цивилизации.
По словам Бориса Зотова, вводить технические новшества следует постепенно, обучая людей пользоваться этими услугами, при этом не лишая их уже существующих форм, чтобы эти услуги для населения не стали ещё более недоступными.
Например, большая часть пожилых людей в сёлах не имеет возможности и навыков пользования Интернетом, платёжными терминалами – для них должна быть предусмотрена альтернатива. То же касается электронной записи на приём к врачу в поликлиниках: наряду с Интернет-записью необходимо сохранить возможность записаться по телефону и напрямую – в регистратуре медучреждения.
Важно, чтобы «пункты» получения госуслуг находились в шаговой доступности от людей. Решить эту задачу призваны 25 многофункциональных центров во всех муниципальных образованиях области (их услугами ежемесячно пользуются около 14 тысяч человек). Кроме того, часть госуслуг жители Ульяновской области уже сегодня могут получить в почтовых отделениях и образовательных учреждениях. Это позволяет сделать предоставление госуслуг более доступным и качественным. Следующим шагом в этом направлении станет возможность получения госуслуг через мобильные телефоны и смартфоны посредством CMC или с помощью Интернет-соединения. Переговоры о технических возможностях предоставления таких услуг уже ведутся с сотовыми операторами региона.

Это сокращённый список документов, которые с вас могут попросить в госучреждениях (полный перечень определён федеральным законом «06 организации предоставления государственных и муниципальных услуг»):
■ паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ или иностранного гражданина;
■ военный билет;
■ свидетельства о рождении, браке, разводе или смерти;
■ документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;
■ водительские права, талон техосмотра, регистрационные документы на транспорт;
■ дипломы, аттестаты и другие документы об образовании, профессиональной квалификации или присвоенных учёных званиях;
■ документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке;
■ медицинские справки и заключения, в том числе и медико-социальной экспертизы;
■ решения, приговоры, определения и постановления судов;
■ удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки;
■правоустанавливающие документы на объекты недвижимости;
■решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства;
■ документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия.