Реальных у Владимира Путина было 4 марта, думаю, процентов 30, остальные – сделаны, либо административным ресурсом, либо прямой фальсификацией, либо тем и другим вместе. Из других кандидатов более-менее активно боролся лишь лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Прочие – скорее, имитировали борьбу, в том числе и Михаил Прохоров, укорявший в ходе кампании своих оппонентов, что они не хотят победы и не хотят власти. Не хотел и он.
Собравшиеся скандировали: «Единая Россия» хуже Бен Ладена», «Путин – лыжи – Магадан», «Россия без Путина», «Чурова в отставку», «Перевыборы» и другие, более занозистые.
– Мы утверждаем, что выборы прошли нечестно, – сказал один из организаторов пикета, Константин Трошин, – потому что не были допущены оппозиционные кандидаты, использовался административный ресурс, вся машина агитпропа работала на одного кандидата. Запуганное российское общество проголосовало за Путина. Пропаганда дошла до того, что людям предложили выбор: или победа Путина, или развал России. Сыграли на патриотических чувствах, на риторике холодной и гражданской войны, назвали политических оппонентов – таких же граждан России! – предателями Родины и агентами Запада. На этом фоне Путин набрал свои проценты.
В резолюции пикета к ранее звучавшим требованиям политической реформы добавилось одно новое: досрочных выборов президента России. Эту резолюцию пикетчики понесли на площадь Ленина, чтобы передать ее руководству области. По пути согревались «кричалками» про Путина, одну из которых процитировать нет никакой возможности, но смысл ее в том, что Путин слишком много обещает. На крыльце областного правительства участники акции начали скандировать: «Губернатора!». Им объяснили, что рабочий день кончился и никого из руководства нет. Когда помощник губернатора Татьяна Кириллова заверила организаторов, что непременно передаст резолюцию главе области, люди разошлись.
Организаторов пикета Константина Трошина и Вячеслава Емельянова по пути к остановке задержали сотрудники ГУВД и препроводили в помещение Центра по противодействию экстремизму. Трошина обвинили в том, что он со ступенек здания облправительства произносил антиправительственные речи (свидетельствую лично: не произносил). По его словам, трое непредставившихся сотрудников ГУВД составили некий протокол со ссылкой на утратившую силу статью КоАП. Трошин отказался что-либо подписывать, Емельянов отделался объяснительной.
По словам Трошина, с завершением выборного цикла ульяновский оргкомитет «За честные выборы!» свою работу не прекращает (хотя, возможно, сменит название) и продолжит формировать коалицию гражданских активистов. «Мы будем продолжать мирные ненасильственные действия по сопротивлению путинскому режиму», – сказал он.
Сергей ГОГИН