На послевыборный митинг в поддержку Владимира Путина я опоздал: он прошел быстро, уложились в полчаса. Увидел только толпы угрюмых бюджетников, которые шли с площади Ленина, как с лесоповала.
Вечером 5 марта телевизионная картинка с митинга показала флаги «Единой России»: перед выборами их спрятали, чтобы не ассоциировать с Путиным партию чиновников, которая его же и выдвинула кандидатом в президенты. Теперь концепция изменилась: «их» кандидат победил, и флаги «ЕР» вновь извлекли из чуланов. В коротких телеинтервью участники митинга говорили, что ждут от Путина «стабильности и перемен».
В тот же вечер 5 марта около гостиницы «Венец» состоялся пикет «За честные выборы!», который собрал, по разным оценкам, от 80 до 150 человек, преимущественно молодежь левой и националистической ориентации.
Главным фальсифицирующим фактором было то, что Путин, вопреки закону, не ушел на время избирательной кампании в отпуск и занял собой весь федеральный теле- и радиоэфир. Электронные СМИ не успевали освещать его «деятельность» в качестве премьера, которая была гольной самоагитацией, дискредитацией оппонентов и запугиванием населения. Остальным кандидатам в новостных выпусках доставались охвостки. Охвостками были и так называемые теледебаты с 10-15 минутами на каждого участника. То есть ни о каком равенстве доступа кандидатов к эфиру не было и речи. О чем сами кандидаты, впрочем, прекрасно знали. Они видели, что электронные СМИ монополизированы Путиным, и, если я правильно понимаю тактику неравной предвыборной борьбы, должны были искать альтернативные площадки для своих выступлений: Такими площадками не могли быть региональные телерадиокомпании, давно принадлежащие тому же оли-гархату либо, как ульяновский «Репортер», скупленные друзьями Путина в прошлом году, накануне выборов. Оставались печатные СМИ, которые активно использовались в конце 2011-го в думскую кампанию, когда «Справедливая Россия», например, получила в Ульяновске около 20 процентов голосов.
В этот же раз в почтовых ящиках горожан не оказалось ни одной газеты, плаката или хотя бы листовки ни кандидата Сергея Миронова, ни кандидата Владимира Жириновского, ни кандидата Михаила Прохорова. Только Зюганов выпустил и доставил до избирателей несколько номеров центральной «Правды» и местного «Левого марша». Во всех этих его газетах был в изобилии красный цвет, от которого рябило в глазах, и вряд ли получателям было особенно приятно их читать. Не 1970 год все-таки на дворе-то. Но от Зюганова, повторюсь, было хоть что-то. В отличие от остальной «тройки».
Вполне может быть, что у отдалившегося от Кремля Сергея Миронова могли возникнуть финансовые проблемы и арендовать печатные страницы ему было не на что. Соратники же на местах были в этот раз не особенно заметны. В итоге в Ульяновске он набрал пять с небольшим процентов голосов. Владимир Жириновский не баловал печатной продукцией и во время думской кампании, полагаясь исключительно на свою личную харизму. Харизма, как показали эти выборы, блекнет.
Михаил Прохоров, когда возглавил было партию «Правое дело» и собирался идти с ней на выборы в Думу, планировал в первую очередь организовать выход собственной газеты – тиражом, как он сказал, миллионов пять. С партией не заладилось, зато он вступил в другую, главную избирательную кампанию, и вот
тут-то бы массовое печатное издание не помешало. С деньгами у Михаила Дмитриевича, что называется, без проблем, но газеты поклонники Прохорова так и не дождались, хотя даже Путин печатным словом не побрезговал, опубликовав несколько частью демагогических, частью просто мутных статей. Но что же Прохоров – участвовал по принципу: «Не догоню, так хоть погреюсь»? Видимо.
Явно не оправдалась и ставка на интернет, на который подсел ряд кандидатов, посчитавших, что, коль скоро интернетом в стране пользуются 70 млн человек, он, интернет, превратился в мощное орудие, с помощью которого можно делать большие дела. Предвыборные программы – на сайтах, комментарии – в твиттерах, форумы… В итоге – пшик, поскольку интернет в России – это что-то вроде сточной канавы, в которую сливается все, что попадается под руку, и перемешивается. Выловить в этой баланде что-либо рациональное и конструктивное общественному мнению почти невозможно.
В общем, имеем, что имеем. Вновь имеем президента, ненавидящего свой народ, который даже не пытается скрыть эту свою ненависть, как было в ночь с 4-го на 5-е марта, когда огласили первые итоги голосования и стало ясно, что Путин побеждает с крупным счетом. Победителей в такие минуты распирает обычно великодушие, и они говорят что-то вроде следующего: «Во время избирательной кампании мы много чего наговорили друг другу и друг о друге, но таковы уж правила. Все сказанное остается в прошлом, и я обещаю быть президентом для всех, одинаково защищать ваши права и интересы, вместе с вами исправлять недостатки настоящего и строить будущее». Но что сказал Путин? Он сказал, что выборы продемонстрировали, что наш народ в состоянии отличить истинные ценности от желания перемен, но с одной лишь целью: развалить Россию и узурпировать власть. То есть все другие кандидаты и те, кто их поддержал, стремятся развалить страну, и они – враги. Врагов набирается ни мало ни много.25 млн человек, голосовавших не за Путина. А с учетом тех, кто выборы проигнорировал, неголосовавших за него – 65 млн, что в полтора раза больше голосов, записанных в путинский багаж, и Путин вообще-то президент меньшинства. Но это так, к слову.
При своем остался и народ. При нищенских зарплатах и пенсиях, при убогих жилищах, обложенных бандитскими структурами, при плохом здоровье и убогой медицине, при невозможности найти работу по душе, при власти воров и жуликов, при разрушенных деревнях и разрушающихся городах… И все это называется отныне словом «стабильность», в пользу которой и был сделан (точнее, сделали) выбор.
Юрий КАШИНСКИЙ