Скульптурная композиция, посвященная 200-летию войны 1812 года, должна появиться на бульваре Новый Венец в Ульяновске в этом году. Внешний вид будущего памятника пока не определен. Но уже ясно, что какую-то оригинальную новую композицию город вряд ли получит.

Жертв репрессии выпустят из-за забора
Сразу несколько вопросов о местах и проектах для новых памятников в Ульяновске рассматривал на этой неделе президиум областного градосовета. В частности, речь зашла о памятном знаке жертвам политических репрессий, установленном на улице Железной дивизии несколько лет назад. Наконец-то до органов власти дошло мнение многих пострадавших от репрессий ульяновцев, этим знаком недовольных. Точнее, не согласных с его расположением.
Закуток, в который засунули знак, хоть и выбран исторически верно – на участке за ним располагалось НКВД и велись расстрелы, – но оказался крайне неподходящим для такого сооружения. Углубление в заборе, в котором разместился знак, некоторые горожане начали использовать как общественный туалет. Сам знак неоднократно страдал от хулиганов. Да и ежегодные собрания в День памяти жертв репрессий проводить на узкой улице в центре города оказалось уж очень неудобно.
Все эти соображения были изложены в обращении жителя города с просьбой знак перенести или установить новый. Архитекторы согласились, что место для него было выбрано неудачно. На заседании решили, что знак надо переносить. Куда и в каком виде – нынешнем, доработанном или совсем новом, – должны определить позже. На ограждении же участка, где когда-то размещалось НКВД, согласились участники градосовета, достаточно будет мемориальной доски.

Поведут в бой на Венец

А вот вопрос об установке скульптурной композиции, посвященной симбирянам, участвовавшим в войне 1812 года, вызвал немало споров. Спорили как о месте будущего памятника, так и о его содержании и форме.
Как выяснилось, на проект памятника областным департаментом архитектуры уже объявлялся конкурс. Ульяновские и московские скульпторы выдвинули восемь предложений.
Но на заседании стало ясно, что авторам идей для памятника изначально была выдана неверная вводная. Конкурс объявляли вроде бы на памятник Симбирскому ополчению. Одновременно надо было увековечить и Дениса Давыдова, и других известных симбирян, которые участвовали в войне в составе иных подразделений, и 24-й Симбирский полк. В результате все смешалось. В памятниках ополчению возник знак Симбирского полка, места боев, в которых оно не участвовало, и прочие несуразности. Сотрудники Краеведческого музея и комитета по культурному наследию, присутствовавшие на заседании, только качали головами. Решили подготовить для участников конкурса проектов подробную историческую справку.
Место для памятника также выбирали исторически обоснованное. Рассматривалось несколько вариантов, но участники заседания согласились, что памятник должен встать рядом с местом, где находился Николаевский собор, то есть на пятачке между площадью Ленина и сельхозакадемией. У него собирались ополченцы, в нем хранились реликвии ополчения после окончания войны.
Окончательно площадку для скульптурной композиции не определили, остановившись на трех вариантах. Она может появиться в конце эспланады у площади Ленина, в скверике за сельхозакадемией и Краеведческим музеем и на месте круглой клумбы на бульваре Новый Венец перед УГСХА.
Не пришли на заседании к единому мнению и по поводу проекта памятника. Всем авторам, принявшим участие в конкурсе, рекомендовали доработать идеи с учетом размещения скульптур и исторической справки. Было высказано авторам и другое замечание – большинство их идей, как оказалось при ближайшем рассмотрении, уже воплощены в городе.
Так, было предложено два варианта конных памятников. Но буквально через несколько сотен метров на Венце уже оседлал коня Богдан Хитрово. Несколько авторов предложили поставить стелы с фигурами наверху. Но в новом го-роде существует стела с богиней Никой наверху, поставленная к 50-летию Победы. Была идея поставить обелиск или сделать подобие вечного огня в металле. Но обелиск с вечным огнем на бульваре Новый Венец находится еще ближе. Проект с несколькими крестьянами-ополченцами, идущими под знаменем, напомнил композицию у стелы на площади 30-летия Победы.
Правда, вопрос о том, что, может быть, городу уже хватит памятников, раз даже скульпторы начинают повторяться, градосоветом поднят не был. Решение ставить памятник поддержано. Какой именно и где, видимо, станет понятно на следующем заседании.
Полина НЕЛИДОВА