Завтра, 21 марта, открывается шестой областной театральный фестиваль «Лицедей». На сцене ульяновской драмы – лауреат Государственной премии РФ, народный артист России Олег Меньшиков и его оркестр в музыкально-театральном шоу «Оркестр мечты». В фестивальной программе – премьеры сезона театров города и области. Почетные гости фестиваля – актер-мим из Франции Боб Дантонель, актриса и певица Нуца. Впервые в афише «Лицедея» значится слово «антреприза»: необычная инициатива принадлежит актрисе Ульяновского драмтеатра Ольге Новицкой.

Как и в случае с другими постановками-конкурсантами, моноспектакль «Урок» Новицкой зрители в этом сезоне уже видели. После дискуссии в узком театральном кругу мы пришли к единому мнению. Поскольку Ольга актриса драмтеатра, но представляет на фестивале самостоятельную работу, не связанную с деятельностью ульяновской драмы, а также поскольку она уже начала «прокат» спектакля в стенах театра-студии «Enfant terrible», но не является его штатной актрисой, то ее работа как сделанная для показа на разных площадках вполне может считаться антрепризой.

– Я стала читать об антрепризе и поняла, что мой спектакль может считаться таковым, рассуждает актриса. – Ведь одна из особенностей антрепризы – это стимул для актера, желающего проявить себя в тех ролях, которые он в силу обстоятельств не может играть в театре… Было предложение вообще заявить о новом, своем, театре, но я думаю, это уже слишком. Хотя пять лет назад, на свое тридцатилетие, я пригласила друзей и родных, в одной пустующей комнате сделала подобие сцены, на стену повесила во-о-от такую (показывает пальцами примерно сантиметр на сантиметр. Ред.) свою фотографию. Я представила им миниатюру «Нежность» Анри Барбюса как постановку МОМТ, то есть Малого, очень малого театра. Тогда мои друзья работали в «Небольшом театре», и по аналогии я придумала такое название. Поэтому когда я заявлялась с «Уроком» на второй фестиваль «Александровский сад», то думала – может, тоже представить это как МОМТ? Но не решилась.

По словам Новицкой, в некотором смысле спектакль «Урок» по пьесе Роберто Атайяда «Мадам Маргарита» она не считает законченным, хотя работа над его созданием длилась около семи лет с подачи учителя Ольги, два года назад ушедшего из жизни лауреата Государственной премии РФ, народного артиста РФ Бориса Александрова. Именно со слов Александрова Новицкая называет спектакль тренингом: «Это на самом деле хороший тренинг для актера, потому что он требует частого и мгновенного перехода из состояния в состояние, смены эмоций».

О чем этот спектакль?

– Представьте себе, что вы пришли на урок биологии, готовы слушать про пестики и тычинки, но с первых секунд все идет не так.

Учитель рассказывает не о свойствах живых организмов. Речь идет о вас. Некто пытается втолковать вам жизненные истины, при этом переворачивая все с ног на голову. Странный учитель сначала повергает в шок, но затем становится ясно, что он старается успеть преподать предмет, которому в школе не учат. Некто торопится научить нас жизни. Но откуда берутся абсурдные задачки, граничащие с цинизмом? К какой жизни нас готовят таким образом?

Говоря о своей героине, Ольга с любовью вспоминает своих учителей – Бориса Александрова и школьного учителя математики Любовь Пронину: «Это представители вымирающего типа педагогов – хотя я надеюсь, что он все-таки сохранится, – которые не только превосходно преподают свой предмет, но и помогают ученику стать личностью». Актриса мечтает показать спектакль школьникам, в обстановке, близкой к классной, чтобы ребята сидели за партами: « И чтобы это был именно класс, со сложившимся лидером, с отношениями между одноклассниками».

Можно сказать, что «Урок» – не первый моноспектакль в репертуаре Новицкой. Былеще спектакль драмтеатра «Мужчины ее жизни» об Эдит Пиаф: «Хотя в нем довольно много действующих лиц, по сути это был именно моноспектакль», – говорит Ольга. Чем же интересен для актера этот жанр?

– Как формулирует Юрий Семенович Копылов, у каждого актера должна быть роль «на вырост», то есть роль, которая позволит тебе расти и применять весь твой опыт – и актерский, и жизненный. Это роль, на которую надо «кинуть» все свои душевные силы, и, скорее всего, это возможно в моноспектакле.

Хотя для меня таким были и другие работы например, Антигона. Кроме того, именно в этой работе я выступаю еще и как режиссер и могу роль развивать. Он уже сейчас не такой, каким был, когда я работала над ним вместе с Борисом Владимировичем, потому что в силу возраста и жизненного опыта я чего-то не понимала. Надеюсь, он будет меняться и в дальнейшем: Анни Жирардо играла его не меньше двадцати лет, и каждый раз это был новый спектакль… Моноспектакль привлекателен еще и тем, что зритель будет смотреть только на тебя. Но именно благодаря этому спектаклю я поняла те разговоры, которые в последнее время шли в социальных сетях о том, как важно найти хорошего партнера по сцене.

Также в программе «Лицедея»: спектакли «Человекообразные» Ульяновского ТЮЗа «NEBOLSHOY театр», «Принцесса и свинопас» Ульяновского областного театра кукол, «Волшебное кольцо» театра-студии «Enfant terrible», «Полмиллиона за жену» («Цилиндр») Димитровградского театра драмы и «Мой внук Вениамин» Димитровградского театра-студии «Подиум».

Вне конкурса пройдут показы «Чайки» от театрального коллектива из Польши и спектакль Нуцы «Любовница любви» в постановке Романа Виктюка.

Анна Школьная