Является ли нарушением изображение на буклете с рекламой черепицы полуобнаженной женщины или слоган на билборде «Цены просто заведись!» с закрашенными в последнем слове буквами «в» и «д»? С целью привлечь внимание именно к своей информации рекламодатели и рекламо-распространители все чаще действуют на грани фола. Причем зачастую с точки зрения законодательства все безупречно, зато налицо нарушение принципов морали и нравственности.

В редакцию обратился житель улицы Минаева Александр Владимирович. На днях неподалеку от своего дома он заметил размещенную на билборде рекламу сети автозаправочных станций с текстом: «Цены просто заведись!». Все бы ничего, вот только изготовители плаката закрасили две буквы в последнем слове, в результате стало «за…е…ись».

– Понятно, что изготовители этой рекламы намекают на нецензурное слово, полагая, вероятно, что это весело, – говорит читатель. – Но ведь эту рекламу видят и дети – билборд на улице Минаева расположен аккурат между детской библиотекой и Дворцом творчества учащихся, где ежедневно проходят сотни ребят.

По поводу содержания этой рекламы мы обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ульяновской области и, как оказалось, стали далеко не первыми.

– Наши специалисты анализировали эту рекламу, однако с точки зрения законодательства не нашли в ней нарушений, – рассказала пресс-секретарь Управления Елена Константинова. – Она действительно несколько провокационная, но нецензурных слов и неэтичных образов как таковых в ней нет. Слово «заведись» соотносится с предметом рекламы: предполагается, что клиент, заправив на АЗС свой автомобиль, сможет его завести.

Единственным «оружием» УФАС в борьбе с пошлой рекламой сегодня служит часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» («использование неэтичных образов»). Назвать статью мертвой нельзя – в Ульяновском УФАС сходу напоминают несколько фактов, когда та или иная рекламная продукция признавалась незаконной. К примеру, не так давно несоответствующей была признана реклама пластиковых окон с изображением девушки в весьма откровенном наряде. Антимонопольщики сочли ее образ неэтичным, кроме того, рекламщики так и не смогли объяснить, чем продиктовано появление полуобнаженной девицы в рекламе стеклопакетов и какая между ними связь. В прошлом году на том же основании запретили распространять рекламу одному из магазинов бытовой техники. На своих плакатах продавцы изобразили мужчин в позе, характерной для футболистов в стенке при пробитии штрафного удара, и подписали все это: «У нас очень маленькие». Рядом располагался плакат девушек в откровенных нарядах с текстом: «Маленькие нас вставляют».

Штраф для юридических лиц за неэтичную рекламу–составляет от 100 до 500 тысяч рублей. Оценку той или иной информации дает УФАС, но его решение можно оспорить в суде, в результате разбирательство может длиться месяцами.

Впрочем, возможные санкции рекламодателей и рекламо-распространителей, похоже, не пугают – желание выделить свое сообщение из моря другой рекламной информации, шокировать публику зачастую оказывается сильнее. А пошлость в рекламе хоть и неприятна, но действующим законодательством не запрещена.

УФАС и сами участники рекламного рынка наведение порядка связывают с формированием отраслевой саморегулируемой организации (СРО), которая будут препятствовать выходу на рынок недобросовестным рекламистам. Некоторое движение в этом направлении уже есть.

На днях представители рекламного сообщества подписали Кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций. Кодекс дополняет положения действующего законодательства о рекламе. Он, в частности, запрещает использовать в рекламе информацию, нарушающую принципы морали и нравственности.

Дмитрий Минаев