Недавно в Омске состоялся III семинар-совещание, участниками которого стали эксперты Совета Европы, представители Министерства культуры РФ и Российского института культурологии. На этом семинаре российские эксперты обсуждали вопрос подготовки национального доклада по культурной политике РФ, который российская сторона будет читать на конференции Министров культуры стран Совета Европы, в ноябре 2012 года. Делегат от Ульяновской области, Специальный представитель по международному культурному сотрудничеству Ульяновской области Татьяна Ившина поделилась своими впечатлениями об этом большом событии в области культуры.
– Какие вопросы рассматривались на совещании в Омске?
– Безусловно, кроме рабочих моментов: обсуждения материалов, которые были подготовлены по заранее выбранным темам, (а все регионы заранее направили такие материалы в рабочую группу) для участников этого семинара-совещания была подготовлена программа по знакомству и обсуждению культурной политики, проводимой на территории Омской области. Также мы участвовали в «круглых столах».
Особенно запомнился «круглый стол» с представителями культурных автономий Омской области. Омская область, как и Ульяновская, многонациональна. В ней представлены диаспоры больших обществ национально-культурной автономии. Одна из самых многочисленных диаспор, насчитывающая более 70 тысяч человек, проживающих на территории области, – немцы. Также на территории Омской области находятся цыганская, чувашская, татарская, казахская и другие диаспоры. Там представлены славянские и кавказские народы. Меня поразило то, что даже самые небольшие по численности населения народы имеют общественные юридические объединения, которые позволяют им сохранять свою культуру.
– Что больше всего удивило в культурной жизни Омской области?
– Большое впечатление произвело знакомство с областной филармонии, где недавно была завершена реконструкция, а также знакомство с ее руководителями. Заинтересовала и форма работы, которую они используют. Она идентична работе самых современных и передовых российских филармоний: Екатеринбургской, Московской. У них хорошее планирование: творческие планы они уже сверстали на год и полгода вперед. Поэтому они имеют возможность приглашать в сибирский город, расположенный в трех тысячах километрах от Москвы, самых больших знаменитостей: как отдельных личностей, так и творческие коллективы.
Неизгладимое впечатление оставило посещение восстановленного кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы, который находится в центре города. Этот храм постигла та же участь, как и большинство других храмов в Советском Союзе: он был полностью разрушен, а в 2007 году его восстановили. Наверное, этим никого удивишь.
Но я обратила внимание на нижний храм – это помещение сегодня используется Омским Государственным музеем для того, чтобы экспонировать, можно сказать, в здании церкви те художественные произведения и музейные экспонаты, которые имеют отношение к русской православной церкви: иконы, церковную утварь. Это один из вариантов компромиссного решения: должно ли быть передано движимое имущество, находящееся в музейных фондах, русской православной церкви. Омские жители нашли такой вариант, который был одобрен губернатором Омской области и местным митрополитом. Под музейные экспонаты была выделена специальная комната в нижнем храме и созданы специальные условия: микроклимат, охрана, предусмотрены ставки смотрителям. В это помещение можно войти с улицы, не заходя в верхний храм, и любой человек, которого интересует иконопись и другие музейные предметы, находящиеся в фондах музея и имеющие ценность для русской православной церкви, доступны теперь любому человеку. Этот пример согласия произвел на меня большое впечатление. А Омская область позиционирует себя, как территория согласия: в этой области не бывает межнациональных конфликтов.
Сильное впечатление производит и «Дом дружбы народов» и наличие тех национальных культурных автономий, которые мы видели, а также люди, с которыми общались и обсуждали свою деятельность.
Очень запомнился и этнографический комплекс «Старина Сибирская», который мы увидели в Большереченском районе Омской области. Конечно, на территории Российской Федерации большое количество этнографических комплексов: они имеются и в центральной России, и в Волго-Вятском регионе, и в Сибири. Ульяновский Музей-заповедник «Родина Ленина» тоже своеобразный музей под открытым небом.
– А чем Вам понравился омский вариант этнографического музея?
– Тем, что это не только здание и музейные экспонаты, которые показывают жителям и гостям, а это погружение человека в историю с помощью игровых и разговорных моментов, анимации, использования русской кухни. Когда заходишь в крестьянскую избу, стоит хозяйка, которая тебя приветствует. Она тут же начинает заниматься разделкой теста и готовить какую-то выпечку. И приглашает тебя к этому процессу. Гости тоже подключаются к этой работе: начинают месить тесто. Здесь же горит русская печь, куда хозяйка, при гостях, ставит противень с будущим пирогом. У гостей имеется возможность попробовать приготовленные пироги. И все это сопровождается разговором хозяйки с сибирским говорком: бытовыми зарисовками, историями про ее семью и ее дом. И ты иногда теряешь ощущение реальности, забываешь, в каком времени находишься. Кажется, что действительно, вот сейчас откроется дверь и войдет ее хозяин, а за ним забегут их семеро ребятишек, про которых она рассказывала. И… дом заживет своей жизнью, которая была в середине 19 века.
Здания, находящиеся в этом комплексе, или стояли там изначально или были перевезены из других сел области. Примечательно, что в каждом доме своя хозяйка: Алексеевна или Марковна. Конечно, ты понимаешь, что это сотрудники музея, профессионалы, но, наверное, в каждом из нас живет ребенок и нам хочется верить в эту сказку. А представляете, какое впечатление они производят на детей, если даже мы, взрослые, находились под очарованием этих женщин? Безусловно, дворовые постройки: сеновал, хлев, в котором находятся живые козы Машка и Дашка, которых можно покормить, тоже оставляют сильное впечатление. Там можно расколоть бревно, приготовив дрова для печки. Туристов ненавязчиво приглашают к этому занятию. И им ничего не остается делать, как, к примеру, нашим экспертам из Бельгии: они брали топор и кололи колуном дрова. Это все очень важно. Мы заходили в одну из изб, где за ткацким станком сидели женщины и создавали реальные вещи, которые можно было тут же, в соседней лавке, являющейся частью комплекса, купить. Это русские сувениры: дорожки, изделия, изготовленные из бересты, игрушки: куклы-закутки, которые шьются без ниток, резьба по дереву. И очень много вышивки. Там представлены все промыслы, которыми занимались на этой земле испокон веков. А также там имеются мастера, которые передают мастерство молодежи, детям, взрослым. Этим можно заниматься или приобрести в торговой лавке на память.
На территории комплекса стоит небольшая русская православная церковь. Там возведена большая колокольня: такие срубы раньше стояли на сибирских трактах. В память обо всех погибших воинах, жителях этих населенных пунктов воздвигнут памятник Георгию Победоносцу. А в одном из современных домов, покрытых деревянной резьбой, зимой устраивают резиденцию Деда Мороза. Эта территория еще работает и как большая анимационная площадка для детей этой области и для приезжих. Каждый квадратный сантиметр этого комплекса живет и дышит. Весь комплекс – это не только музейный экспонат. Он делает историю современной, интересной и актуальной. И такой способ познания истории очень эффективный. Невозможно не любить то, что приносит тебе радость, удивление, познание.
Такие посещения комплекса и гостям, и московским экспертам, и жителям Омской области доставляют, кроме удовольствия, определенную практическую пользу.
Когда посмотрела этот комплекс, расположенный на территории муниципального образования в Омской области, вспомнила село Кивать, расположенное в Кузоватовском районе Ульяновской области. Там сейчас строят большой этнографический комплекс, и мне хотелось бы, чтобы на территории Ульяновской области появилось подобное учреждение культуры.
ЛАРИСА ЯРДАЕВА