«Открыть икону», – говорит ульяновец Игорь Борков о деле, которым он занимается уже много лет. К светлому празднику Пасхи Игорь Владимирович выставляет собранные им иконы, чтобы поделиться своими открытиями со всеми горожанами.

В субботу в выставочном зале Союза художников на улице Гончарова, 16 начнет работать экспозиция «Русская икона XVII – начала XX веков». На выставке будут представлены старинные иконы и церковные скульптуры, собранные Борковым.

Собирать иконы он начал лет 40 назад, рассказывает Игорь Владимирович. Подтолкнул к этому лик, в детстве обнаруженный на чердаке, куда его спрятала бабушка. Хоть ту икону по-настоящему ценной не назовешь, она положила начало делу всей жизни Боркова. Он начал знакомиться с собирателями икон, читать литературу, изучать процессы реставрации. За годы работы через его руки прошли десятки икон, в личной коллекции их собралось около двух сотен.

Обвинения в святотатстве, которые нередко выдвигают в адрес собирателей икон, ульяновец отвергает. Наоборот, указывает он, собиратели занимаются сохранением ликов, ценных как с религиозной, так и с художественной точки зрения.

«Если бы мы не занялись собирательством в 1970-х годах, сотен икон просто не было бы. Их бы уничтожали время и плохие условия. Главный смысл собирательства – спасти эти иконы. Любой собиратель понимает, что является только временным их храни-телем», – объясняет он и приводит яркие примеры в подтверждение своих слов.

Так, в Сурском районе местная жительница рассказала, что у нее есть целый ящик икон. «Оказалось, у нее дома не ящик икон, а ящик, изготовленный из икон, – рассказывает собиратель. – Причем из очень хороших храмовых икон где-то середины XVIII века, что было видно по остаткам живописи. Потом я у этой бабушки и селян выяснил, что в Сурском районе была мастерская, куда свозились иконы как доски. Из них изготавливали различную домашнюю утварь – сундуки и прочее. Там даже была председатель райисполкома, она свозила иконы, чтобы топить печку, когда с дровами было плохо. А ведь там деревни старые, и, судя по всему, в них было много хороших икон».

Еще, вспоминает Игорь Борков, в сарае одной из сельских школ он обнаружил большие храмовые иконы, закрашенные черной краской и служившие досками в классах. А однажды ему предложили половину иконы «Благовещение» – с архангелом Гавриилом, отпиленным от девы Марии.

Оказалось, когда церковь в селе закрылась и иконы разбирали по домам, чтобы лики достались всем, ее просто распилили на две части.

Ценности икон, отмечает Борков, в деревнях зачастую не понимали по объективным причинам. Лики при изготовлении покрывали олифой, которая через 80-100 лет чернела. Тогда икону могли подновить, если были мастера, а бабушки, хранившие их дома, могли и пустить по воде – в половодье отправить по речке, на волю Божью.

Собиратели же начали иконы открывать – снимать олифу, чистить от позднейших наслоений, реставрировать. Долгое время работа эта велась неофициально. Но с середины 2000-х годов, рассказывает Борков, появилась возможность поделиться ее результатами со всеми. Так, в свое время одним из первых в России он проводил выставку старинной иконы в Музее-заповеднике «Родина Ленина». Затем принимал участие в выставках в Музее имени Рублева в Москве и в Самарском епархиальном музее, представлял экспозицию в нашем Художественном музее. Нынешняя выставка в зале Союза художников готовится специально к Пасхе. В экспозицию включено около 20 икон, отреставрированных недавно и прежде Борковым не показывавшихся. В целом же, выставив несколько десятков ликов и образцы церковной скульптуры, он планирует представить симбирскую иконопись в ее разнообразии, чтобы все ульяновцы смогли открыть для себя духовное и художественное богатство культуры родного края.

Лидия Пехтерева