Услышав это, мы сначала не поверили: на пятачке между тремя жилыми домами (№2, 4 и 6) на улице Гончарова власть собралась установить памятник «уазику» – в виде собственно «живого» автомобиля. Настолько «живого», что, по задумке авторов идеи, посетители смогут в него садиться, крутить баранку, нажимать разного рода рычаги и педали… Бред да и только!
Во-первых, этот пятачок – не место общественного пользования. Это придомовая территория, зажатая между тремя домами. А в домах живут, между прочим, люди, которых, вероятно, никто даже не предупредил об этих бредовых планах, не то, чтобы спросить, а нужен ли им под их окнами объект, который посетители будут не просто осматривать, а в который будут садиться, хлопать его дверями и днем, и, что особенно занятно, ночью, под колеса которого будут справлять свою нужду бродячие собаки, бегающие здесь, как и по всему городу, и днем, и, опять же, ночью. Около которого и в котором любопытные посетители будут пить и закусывать, особенно – ночью. Удобно же, не торчишь в грязном подъезде, а, как человек, сидишь на мягких сиденьях и кайфуешь. Жильцам-то это надо?
И, во-вторых, надо ли это автозаводу? Нужно ли ему и его коллективу это властное лицемерие, ведь и на предприятие, и на его продукцию власть давно плюнула. Чиновники всех уровней, вплоть до самых мелких сошек, давно передвигаются на «мерсах» и «тойотах». На «уазики» же не садятся даже символически, один раз хотя бы в год. Например, в день основания завода. Нет, наш ульяновский бюджет они гонят на Запад и на Восток, где закупают и личные, и служебные автомобили. И в их исполнении это будет установкой не символа жизни и развития «АвтоУАЗа», а надгробного памятника.
Не случайно же они запланировали установить его не на центральной, скажем, аллее той же улицы Гончарова или на какой-нибудь площади, а в глухом, затененном деревьями и кустами закутке. «УАЗ» же как символ предприятия в Ульяновске уже давно есть – у заводоуправления на Московском шоссе. С чего чиновники-то вдруг засуетились?
И вообще впору спросить: доколе нашу власть будет мучить этот «монументальный» зуд? Как будто решены уже все проблемы и сняты все вопросы и осталась сущая мелочь – разобраться, где и как расставить монументы, свидетелей славных побед и процветания. Собирают целые совещания, на которых и пуляют: миллионы на памятник тому-то, миллионы – тому-то, десять миллионов – в ознаменование того-то, двадцать – в честь того-то. И, наверное, еще столько-то – в откат, иначе зачем бы вся эта канитель. Не ради же автозавода, в самом деле, мимо которого власть со свистом пролетает в своих иномарках, и не ради симбирских ополчений двухвековой давности, о которых, как выяснилось, никто ничего не знает, ни заказчики памятников, ни предполагаемые исполнители. Вообще никто. Но, перефразируя героя Василия Шукшина из фильма «Калина красная», миллионы ляжку жгут, и их хочется взлохматить. Так что прямо уж невтерпеж.
Андрей СЕМЕНОВ