Детский писатель Андрей Усачев встретился с юными ульяновскими читателями. Его визит прошел в рамках проекта «Литературный глобус», посвященного 200-летию Гончарова, и приурочен к Неделе детской книги.
– Неделя детской книги проводится в России с 1944 года, если не ошибаюсь, – пояснил писатель. – Ее придумал Лев Кассиль, чтобы дети не валяли дурака, когда родителям некогда ими заниматься, а читали бы книжки.
Пожалуй, именно дети задали писателю самые интересные и подчас каверзные вопросы. Судя по всему, Андрей Алексеевич привык быть с детьми честным, поэтому признался: средним баллом в школе у него была «четверка с плюсом», потому что директором этой школы была его мама. Она очень переживала, что сыну не нравится предложенная ему профессия физика и он бросил Институт электронной техники, зато теперь она гордится известным сыном-писателем. «Я не был таким умным мальчиком, как ваш земляк Володя (Ульянов. – Ред.), рассказал он. – Но у меня были такие же кудри и разрез глаз, как у него, и я воображал, что очень на него похож».
Усачев рассказал, что в «Войне и мире» пропускал описания природы, зато до сих пор любит перечитывать, как писал о природе Михаил Пришвин. Девочка лет двенадцати поинтересовалась мнением Усачева о романе «Мастер и Маргарита» и его авторе, и тот ответил, что подростком очень любил этот роман, а недавно попробовал его перечесть и понял, что произведение социально яркое, но по художественным достоинствам проза Булгакова уступает произведениям Пушкина, Лескова, Пришвина. Выяснилось, что Усачев читает почти исключительно детскую литературу: – От нее удовольствие и радость получаешь, в ней нет вселенского уныния. Детская литература, на мой взгляд, лучшая в мире.
Если мы спросим, что написал Аксаков, то большая часть населения страны вспомнит «Аленький цветочек». Если мы начнем вспоминать, например, английскую литературу, то увидим, что называем в основном детскую – «Питера Пена», «Мэри Поппинс» и так далее. Мне, кстати, именно английские сказки нравятся больше всего. Например, Ройль Даль, автор книги «Вили Вонка и шоколадная фабрика», Дик Кинг-Смит, который свою первую книгу написал в 50 лет, и поэтому все они у него хорошие.
Писатель не стал лукавить, когда у него спросили, любит ли он детей: «Всех детей нет, а отдельных люблю очень. Дети, как и взрослые, бывают разными: очень умными и обаятельными, противными и гадами». Тем не менее он очень легко и с удовольствием общается с детьми и хорошо их понимает.
Он объяснил, почему стал писать именно детские стихи и сказки: – Когда люди начинают писать – одаренные в пять лет, менее одаренные – в семь, пятнадцать и так далее, – они не собираются писать для детей. Все мыслят серьезно, думают о любви и смерти, об устройстве жизни. А потом, когда человек становится старше и многое понимает про эти вещи, то ему становится скучно и хочется радоваться. К тому же понимаешь, что со взрослыми уже ничего поделать нельзя, а из детей что-то приличное сделать можно. К этому приходят и великие писатели, как ваш Аксаков и Лев Толстой.
– Вы как-то сказали, что мнение детей о Вашем творчестве Вам неинтересно. Почему?
– Потому что у детей плохо развиты «вкусовые бугорки». Их очень легко обмануть: они очень часто читают плохую литературу и получают от нее удовольствие. Им не важен слог, не важен стиль, им важно содержание. Мне достаточно того, что они меня читают. А вот мнение важнее то, которое высказывают взрослые умные люди. Хорошая литература отличается тем, что она понятна даже детям.
Пушкин никогда не писал для детей, Чехов тоже, но их книги читают по одной причине они понятно написаны, простым языком, и в первом своем пласте «не замутнены» сложными вещами.
– Герои многих Ваших книг – животные.
И многие дети любят читать именно такие истории. Как Вы это объясните?
– Я не очень хорошо знаю детей, ежиков я лучше знаю – мы с ними чаще общаемся (смеется. – Ред.). На самом деле, когда мы пишем о животных, начиная с Киплинга, мы пишем о людях. Животные – более рельефные персонажи, с ними пластически интереснее работать.
Например, сейчас у меня выходит книга, которую мы сделали вместе с Александром Чижиковым, – «Полное собрание котов». В ней каждый кот – это характер, и каждый кот – это человек. И Каштанка Чехова – это тоже человек.
– Однажды Вы сказали, что не важно, сколько ты прочел книг, главное – чтобы среди них была одна, самая главная в твоей жизни. Вы прочли такую книгу?
– Одной такой у меня нет, – наверное, я ее еще не нашел. Но, на самом деле, количество прочитанных книг не важно. Сейчас говорят, что Россия меньше читает, что мы отстаем даже от Ямайки и других стран, как раньше говорили, «третьего мира». Но что они читают в таком количестве? В основном комиксы. Но одна книжка Чехова или Пушкина стоит двадцати томов комиксов. Лучше прочесть четыре умные книги, чем двадцать бестолковых.
Анна Школьная