В музее «Симбирские типографии» состоялась уникальная встреча представителей масс-медиа и сотрудников музейного сообщества с профессором хорового дирижирования, магистром этномузыковедения, заведующим кафедрой истории музыки, искусства и живописи Национального Университета из Аргентины Диего Боскетом.
Американский музыковед приехал на родину выдающегося симбирского композитора Алексея Абуткова, который жил в позапрошлом веке в Симбирске, чтобы приоткрыть неизвестные страницы истории и «пролить свет» на неизвестные страницы биографии нашего земляка. Аргентинский исследователь Диего Боскет интересуется жизнью и творчеством Алехо Абутковым уже давно. Чтобы пополнить свои знания о жизни этого русского композитора, три года назад он разослал несколько десятков писем в Россию, но ответа так и не дождался. Три года спустя, после того, как письмо Диего, адресованное одному из ульяновских университетов, попало в руки известного краеведа, доцента государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования УлГУ Сергея Петрова, этот энтузиаст из Аргентины смог впервые приехать в Ульяновск.
Диего Боско, увлеченный музыкой русского композитора и исследующий его жизнь, рассказал на конференции о биографии русского музыканта.
Алексей Абутков родился неподалеку от Симбирска, в селе Чеботаевка, Буинского уезда, в 1872 году. После того, как Алексей Абутков закончил Симбирскую гимназию, он поступил в Московский университет, где получил профессию юриста. В эти же годы он познакомился с русским писателем Львом Толстым и стал его другом. В 1900 году Алексей Абутков поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где его педагогами были Николай Соловьев, Александр Глазунов, Николай Римский-Корсаков. После того, как он закончил консерваторию по классу скрипки и композиции, работает в Придворной певческой капелле, и даже некоторое время ее возглавляет. В это же время Абутков занимается обработкой церковной музыки, а также пишет музыку и издает учебники по теории музыке: «Руководство к изучению контрапункта, канона и фуги» (1912-1913г.) и другие. В 1917 году он уезжает в Болгарию, а затем во Францию. После чего останавливается в провинции Мендоса (Аргентина).
Профессор Диего Боско, рассказал о том, что ему удалось узнать о жизни и творчестве этого русского композитора. Оказывается, Алехо Абуткова настолько увлекла идея народного музыкального просвещения, что он создал в аргентинской глубинке народную консерваторию.
– В провинции он преподает все музыкальные дисциплины: учитель по классу фортепиано, скрипки, виолончели. Он преподает гармонию и теорию музыки, – говорит Диего Боско.
Он много работает в консерватории, но живет в 30 километрах от нее в небольшом, ветхом домике, сделанном своими руками.
Диего Боско привез с собой документы и фото, участники конференции смогли увидеть на большом экране этот самый домик и ноты, написанные рукой композитора.
– После того, как в 1945 году, Абутков умер, этот дом достался одному из учеников его консерватории. И когда в саду пытались сжечь ставшие ненужными кустарники, одна из его знакомых предложила сдать в музей оставшиеся в доме вещи и документы.
Кроме того, когда разбирали руины дома Абуткова, один из рабочих, имеющий музыкальное образование, обратил внимание на листы с нотами: так были спасены от уничтожения музыкальные произведения, созданные русским музыкантом.
Диего Боско рассказал, что музыку Абуткова играют в Аргентине.
Ульяновский краевед Сергей Петров предложил на родине Алехо Абуткова опубликовать ноты русского композитора, а предисловие написать Диего Боско. Также он попросил аргентинского музыковеда о том, чтобы он написал большую статью о нашем великом земляке.
– Открытие его имени и творчества – это сюрприз для музыкального сообщества Аргентины. Анализируя его творчество, можно сказать, что в его творчестве наметилась тенденции упрощения музыкального искусства. Может быть, потому что он жил в глубинке, где слушателями были простые жители провинции.
Оказывается, в основном, свои музыкальные произведения Абутков создавал в России. Аргентинские народные мотивы, как считает Диего, его не особенно вдохновляли, но традиционная музыка танго и самба в концертах все же звучала, поскольку этого желали аргентинские музыканты.
– Мы хотели бы приехать сюда и сыграть свой концерт: ульяновские слушатели смогли бы познакомиться с музыкой этого композитора, но я не знаю, как это можно сделать, – сказал Диего.
Может быть, для энтузиастов из Аргентины, которые играют музыку русского композитора, найдется возможность сыграть концерт симбирянина на его родине?
ЛАРИСА ЯРДАЕВА