Все мы как-то привыкли! мысли, что пьянство и наркомания в России всегда были, есть и будут. За примерами, как правило, далеко ходить не надо – достаточно выглянуть в окно, а иногда и в соседнюю комнату, подъезд… Проблема «замылилась», пьяные водители, шприцы в школьных и университетских туалетах уже никого не шокируют. А ведь вопрос стоит не просто остро – на кону будущее нации, само существование российского народа.
Число «официальных» наркоманов в России – около 600 тысяч, официально зарегистрированных алкоголиков – свыше 2 миллионов человек. Однако эксперты полагают, что это лишь надводная часть айсберга, и в общей сложности «армия зависимости» уже перевалила за 20 миллионов человек. Примерно столько же, сколько Россия потеряла в годы Великой Отечественной войны…
Военная терминология здесь звучит не зря. В Ульяновской области, к примеру, каждое четвёртое преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения. Поэтому говорить о том, что алкоголизм – сугубо медицинская проблема, не приходится.
Как же оградить от пьяной агрессии окружающих, жизнь и здоровье которых алкоголики и наркоманы готовы, не задумываясь, принести в жертву своей болезни?
В апреле в Законодательном Собрании состоится «круглый стол», участникам которого предстоит подумать над решением этой задачи. Поводом послужило обращение в областной парламент начальника УМВД РФ по Ульяновской области Андрея ЛАРИОНОВА с предложением выступить с законодательной инициативой федерального закона «О принудительном лечении лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией».
С тех пор, как в 1991 году в Советском Союзе были закрыты лечебно-трудовые профилактории, работающих механизмов, которые позволили бы изолировать потенциально опасных или утративших социальные связи алкоголезависимых людей, почти не осталось. Максимум, что грозит распоясавшемуся дебоширу – это 15 суток ареста.
– Согласно Конституции РФ, забота о собственном здоровье – это право, а не обязанность гражданина. Как изолировать хронически больных людей для проведения лечения и реабилитации, не нарушив при этом их права и свободы? С юридической точки зрения, это очень сложный вопрос, – считает Игорь ТИХОНОВ, председатель социального комитета Законодательного Собрания Ульяновской области. – При этом понятно, что мы не должны забывать и о праве их родных и близких на спокойную жизнь.
За возрождение специализированных лечебных учреждений ратуют и медики. С тех пор, как в 2010 году в Ульяновской области закрылись медвытрезвители, «товарищей» в тяжёлой степени алкогольного опьянения стали доставлять в обычные больницы. По словам, Валентины КАРАУЛОВОЙ, министра здравоохранения Ульяновской области, ежедневно от 40 до 80 вызовов «скорой помощи» в регионе приходится именно на нетрезвых граждан. Пьяные дебоши и порча больничного имущества стали нормой в работе с таким контингентом. При этом на то, чтобы усмирить «горячечных» больных, в медучреждениях нет ни специальных средств, ни персонала.
– Порядка 20% ресурсов здравоохранения идёт именно на лечение этой группы, – говорит Алексей КУРИННЫЙ, депутат Законодательного Собрания Ульяновской области, главный врач Ульяновского областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи. – Понятно, что в итоге происходит отвлечение и финансирования, и медицинского персонала от других больных, которые госпитализируются с инфарктами, инсультами и так далее. Справедливо ли это?
Вопрос не риторический, но однозначного ответа на него нет. Алкоголизм и тем более наркомания трудно поддаются излечению, на это требуется много времени, и даже после успешно пройденного курса никто не застрахован от срыва. Надеяться на то, что «само пройдёт», тоже не приходится. «Зелёный змий» уже выбрал себе новую жертву – алкоголизм стремительно молодеет. Кафедра биомедицинских основ безопасной жизнеспособности Красноярского государственного университета провела исследования, результаты которых вызывают шок. 48% первоклассников (!) признались, что уже употребляли алкогольные напитки. В целом в России употребляют алкоголь 11,5 тысяч детей. Вряд ли ситуация в нашей области коренным образом отличается от других регионов.
Поэтому в областном парламенте более чем серьёзно отнеслись к инициативе главного милиционера о воссоздании сети специализированных лечебных учреждений для «зависимых». Специально созданная рабочая группа сейчас занимается подготовкой совместного обращения Законодательного Собрания и УМВД РФ по Ульяновской области в Государственную Думу РФ. Вполне возможно, это обращение станет отправной точкой для пересмотра подходов к методам борьбы с алкоголизмом и его последствиями на государственном уровне.
– Наркоман или алкоголик никогда не скажет: «Я болен, мне надо лечиться». При этом и наркоман в состоянии ломки, и алкоголик в состоянии «белой горячки» опасны для общества. Поэтому и встаёт вопрос о принудительном лечении, – высказала свою точку зрения вице-спикер Законодательного Собрания Тамара ДМИТРИЕВА. – Это оправданная и логичная мера, в том случае, конечно, если лечение не будет драконовским! Ведь, в первую очередь, это больные люди, и относиться к ним необходимо соответственно.
При этом Тамара Дмитриева затронула ещё одну сторону проблемы, напомнив, что в Госдуму направлен законопроект, согласно которому за систематическое употребление наркотиков в России предлагается сажать на два года или отправлять на принудительное лечение. Соответствующий документ подготовлен Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков. Закон предполагает альтернативу: наркоман, который повторно попался и был привлечён к ответственности по административной статье, будет иметь возможность выбрать для себя, что ему больше по душе – отсидеть в тюрьме два года или пройти лечение. Аналогичная норма существует, например, во Франции.
– Если данный закон будет принят, сразу возникнет проблема: где же лечить «добровольцев»? Прежде чем отправлять людей на лечение, нужно создать соответствующую инфраструктуру. Частные клиники такой объём работы вряд ли потянут. Поэтому откладывать решение вопроса о создании спецлечебниц в долгий ящик нельзя, – считает заместитель председателя Законодательного Собрания области.

СПРАВКА «МГ»
В 2011 году в Ульяновской области наркологические расстройства зарегистрированы у 29 961 человека, из них 3 136 людям диагноз поставлен впервые. Из 967 случаев отравлений алкоголем 361 закончился смертью.