Нина Николаевна ДРОГОЛЮБ – известный в Ульяновске краевед не по профессии, но по призванию. Сейчас она пишет свою вторую книгу о Симбирске-Ульяновске и его жителях, которая будет полностью состоять из воспоминаний коренных симбирян. Своих рассказчиков, людей, сохранивших бесценные истории о жизни города первой половины 20 века, Нина Николаевна находит подчас совершенно случайно. Как будто сама судьба приводит к ней последних свидетелей давно ушедших времён…
Интерес к истории родного края у Нины Дроголюб в крови, ведь она -коренная симбирянка. Свою первую книгу «Домик на Венце», изданную 8 лет назад, Нина Николаевна написала по своим детским воспоминаниям о семье и соседях, старинных домах и улицах родного Симбирска-Ульяновска. Мемуары эти настолько понравились ульяновцам, что Нину Дроголюб стали находить люди, такие же коренные симбиряне, которые тоже хотели поделиться своими воспоминаниями. Так начали копиться истории наших земляков для второй книги, над которой Нина Николаевна работает сейчас. Пока работа не окончена, её автор вспоминает, как создавался её «Домик на Венце», с которого всё и началось.
Гуляя как-то раз по старым улочкам Ульяновска, Нина Дроголюб вспоминала, какими они были во времена её детства и юности – в 50-60-е годы прошлого века. Сама Нина Николаевна до 26 лет жила, как она говорит, в самом красивом месте Ульяновска – в самом сердце города, на Венце. Сейчас на месте её родного дома уложены плиты Ленинского Мемориала, возведённого к 100-летию В.И.Ленина, а до 1970 года ‘шятщ здесь был жилой квартал.
– Когда-то мимо нашего дома, без преувеличения, проходил весь город, – вспоминает Нина Дроголюб. – Ульяновцы любили гулять по Венцу, проходили от Краеведческого музея мимо нас, любовались нашим балконом, утопавшим в цветах и зелени. Из окон нашего дома виднелась широкая Волга, старый мост и высокий берег Заволжья, который становился красным на закате солнца, за что был назван Красным Яром…
Наверное, нет в Ульяновске человека, который ни разу не был в этом месте – на площадке между мемориалом и пе-дуниверситетом, откуда открывается потрясающий вид на Волгу и левый берег.
Многое вспоминалось Нине Дроголюб о жизни, проходившей в тех местах, что теперь печатают на туристических открытках. Вспоминалось, как недалеко от их дома во время войны стояли зенитки на случай бомбёжки, потому что фашистские самолёты, бывало, до-летали до Ульяновска. А однажды один наш истребитель рухнул прямо на сарай их дома! Помнились и мирные времена, когда украдкой от коммунистов-атеистов люди отмечали Пасху, тихонечко христосовались в кругу своей семьи, угощались куличами. Помнились тихие летние вечера с чаепитием во дворе с видом на Волгу и тонущие в её изумрудных водах острова Пальцин и Середа.
– Всё время, пока я писала свою первую книгу, я приходила на это место и плакала, – признаётся Нина Николаевна. – Вспоминала день, когда, находясь в Самаре на учёбе, пыталась дозвониться домой – у нас в те времена телефон был в числе немногих горожан – и дома никто не брал трубку. Позвонила знакомым, спрашиваю: «Что там случилось?!» – а мне говорят: «Мама у вас переезжает». Всех жильцов этих знаменитых симбирских двориков просто поставили перед фактом: «Съезжайте, на этом месте построят мемориал». Так что теперь, издав эту книгу воспоминаний, я считаю, что выполнила свой долг перед родным городом, перед своей семьёй, соседями, друзьями, перед всеми, кто помнит те времена.
Совсем не рассчитывала Нина Дроголюб, что книга о её детстве, её доме и городе, вызовет такой отклик среди земляков.
– Как только книга вышла в свет, меня стали находить коренные симбиряне, чтобы рассказать свои семейные истории. Много рассказов собралось от потомков симбирских купцов или их прислуги – кучеров, управляющих, горничных. Нашлись потомки купцов Воронковых, Красниковых, потомки местных священников и даже древнейшего рода России, занесённого в Бархатную книгу – князей Тутолминых. Все эти громкие фамилии когда-то жили в Симбирске, а теперь их носители скромно живут в городе своих предков, никем не замеченные. Вот так у меня накопился материал ещё для одной книги.
Свою новую книгу, пока ещё в черновиках, Нина Дроголюб назвала «Симбирские берегини», потому что это будет книга воспоминаний, которые сберегли и рассказали ей в основном женщины.
– Однажды на улице ко мне подошла незнакомая женщина, – рассказывает Нина Дроголюб. – Мы разговорились, и она рассказала, что приютила у себя 90-летнюю старушку Надежду Васильевну Добросмыслову, которая всю жизнь прожила в Ульяновске. Я познакомилась с этой пожилой женщиной. Оказалось, что её отец служил управляющим у богатейших симбирских купцов Крупенниковых. Один из них, Александр Крупенников, будучи уже пожилым человеком, женился на молоденькой девушке и купил ей дом. Дом этот сохранился до сих пор – он стоит рядом с Музеем купечества на ул. Ленина. Говорят, жена его была редкой красавицей, и супруг берег её, как зеницу ока, и даже никому не показывал. В театре у Крупенникова была закуплена своя ложа, которую занавешивали шторками, когда он привозил свою жену на спектакли, и она, бедняжка, смотрела представления в щёлку. А публика всё пыталась рассмотреть эту таинственную красавицу. В 1917 году купец Крупенников умер. Что стало с его красавицей женой – никто не помнит…
Да и сама Нина Николаевна едва успела записать от последней свидетельницы этой истории Надежды Добросмысловой сей удивительный рассказ. Совсем недавно пожилой рассказчицы не стало…
Сколько их ещё осталось – этих живых свидетелей прошлого века, настоящих симбирян – никто не знает. Но, наверняка, многие из них обязательно прочитают новую книгу Нины Дроголюб и узнают в этих бережно собранных рассказах себя, свой город и свою историю.
*Родословная книга самых знатных боярских и дворянских фамилий России.