Реформа армии, в основном, завершена, заявляют в российском руководстве. Осталось только перевооружить войска. Легко, однако, доказать, что руководство выдает желаемое за действительное, то есть то, что реформа была профанацией.

Наряду с сокращением численности Вооруженных Сил реформа преследовала цель изменить армию по существу и сделать ее привлекательной для молодых людей. В частности, для призывников, которые уже не захотят уклоняться от службы в армии, а, напротив, будут охотно в нее идти. Эта цель не достигнута, иначе не произошло бы того, что имело место с неделю назад.

С неделю назад в Госдуму был внесен законопроект, изменяющий процедуру призыва. Если законопроект станет законом, в чем сомнений практически нет, то призывники будут обязаны сами являться в военкомат за повесткой.

За игнорирование этого требования будет грозить уголовное преследование.

Повестка является, как известно, «краеугольным камнем» действующего сегодня порядка призыва на срочную военную службу.

По закону считается, что повестка доставлена призывнику надлежащим образом, если она вручена ему лично в руки. На этом, главным образом, и строится тактика уклонения молодых людей, не желающих идти на службу, от призыва. Вручить повестку лично, если призывник этого не хочет, не удается почти никогда.

В прошлом году «СК» приводил данные по уклонистам в Ульяновской области – на тот момент их насчитывалось порядка тысячи человек. По России в целом армию не желающих служить мы оценивали в 200000 человек. Гигантское количество!

И переломить тенденцию не удается. Молодежь не считает, вероятно, что нынешняя армия – это армия для защиты общества, всего общества, включая молодых. А для защиты, скажем, абрамовичей с дерипасками, их нефтяных скважин и нефтепроводов, личных дворцов, яхт и самолетов, ну и проч. Не удалось и реформе произвести «ребрендинг» Вооруженных Сил, сделав их дружелюбными по отношению к призывникам. Впрочем, если эта реформа осуществляется так же, как была проведена реформа милиции-полиции, то другого и ждать не стоит. Как реформировали, так и отреформировали.

Теперь обращаются к традиционному в России методу исправления ситуации – репрессивному. Обязанность самим являться за повесткой в корне меняет дело и превращает процесс призыва во что-то вроде привлечения к уголовной ответственности: либо вас находят органы, либо вы являетесь с повинной. Правда, непонятно пока, как собираются доводить до призывника информацию, что ему нужно в такой-то день прийти за повесткой. Это ведь тоже проблема. Необходимо, вероятно, сообщить призывнику о дне явки тоже лично, тогда непонятно, чем это будет отличаться от историй с вручением повесток лично в руки. А вообще очевидно то, что ужесточение процедуры призыва сделает армию в глазах призывников еще более враждебной, а желание избежать ее – еще более сильны.

Сергей Поленов