В человеческом измерении инфляция – это беспрерывный рост цен на все и в первую очередь – на продукты питания и услуги ЖКХ. Предвыборное решение не повышать с января 2012 года тарифы на газ и «коммуналку» выявило то, о чем многие догадывались: инфляция резко замедлилась.

В первые два месяца года она, по данным Росстата, держалась на уровне 0,1 процента в неделю, в марте – ускорилась. По году инфляция получается пока порядка четырех процентов (даже чуть ниже – 3,7 процента). Это почти как в Европе, в России такого не было все 20 лет после развала СССР. И сегодня уже нет причин ломать голову над вопросом, почему же у нас постоянно растут цены.

Неповышение тарифов на продукцию естественных монополий остановило практически и рост цен на все прочее в стране.

Ключевой ресурс в этом, разумеется, газ. Увеличение тарифа на него ведет к повышению цен на электроэнергию и тепловую энергию, а дальше – на все остальное, поскольку в себестоимости любого товара и любой услуги есть затраты на тепло и электричество. Но в нашем государстве в процесс включается еще и своя специфика – цинизм и алчность. В результате повышение производится под шумок гораздо сильнее, чем это диктуется экономической целесообразностью. Скажем, повышение цены на газ на 15 процентов не влечет за собой такого же роста цен на хлеб, поскольку расходы на газ составляют лишь какую-то долю в себестоимости хлеба, и 15-процентное удорожание газа прибавит в цену хлеба, например, пять процентов, но цена вздергивается, как правило, не меньше, чем на те же 15 процентов.

Вся цепочка, одним словом, воспринимает повышение тарифов на продукцию естественных монополий как старт ценовой вакханалии.

И не в последнюю очередь это касается тарифов на услуги ЖКХ, которые повышались до сих пор прямо пропорционально росту цены на газ, так что цепочка получала куда большую маржу, чем сами газовики. Вот все это и выявилось в начале нынешнего года из-за моратория, связанного с выборами. Как бы неизбежное повышение цен если чего у нас и достигает, то только того, что богатые становятся еще богаче, а бедные – беднее. При том, что экспертное сообщество убеждено в порочности этой практики. Так, аналитики считают, что «тарифы на газ, электроэнергию и услуги ЖКХ можно смело не поднимать еще года три или четыре. Нужно просто ограничить масштабы воровства, коррупции и нецелевого использования бюджетных средств, и тогда не понадобится перекладывать проблемы с больной головы на здоровую и залезать в карман производительному бизнесу и населению».

Впереди, однако, июль, на который запланировано очередное повышение цен. Оппоненты Владимира Путина твердят, что он, стремясь вернуться в Кремль, просто отсрочил продолжение ценовой гонки, и теперь, когда у него впереди гарантированные шесть лет президентства, власть пустится во все тяжкие и постарается наверстать недобор олигархов. До июля уже недалеко.

Василий Мельник