Почти 1200 вакантных мест в регионе пустуют в ожидании специалистов, и это только в области образования и медицины. Между тем, как писал «СК» в № 39 от 10 апреля, в Минобразования решили уменьшить контрольные цифры приема в вузы на гуманитарные специальности. Теперь в приоритете профессии инженерно-технические.
Получается, что гуманитарии стране не очень-то нужны, хотя практика говорит об обратном. Достаточно вспомнить август 2011 года, когда накануне нового учебного года выяснилось: школам города и области требуется более 700 учителей. Сейчас в школах вакантны 618 мест: 365 – в районах и 253 – в Ульяновске. Еще 52 места свободны в учреждениях профессионального образования. Чтобы исправить существующее положение, региональное минобразования пошло на организацию ярмарки вакансий, которая прошла 13 апреля в Ульяновском педуниверситете. Но многие ли пойдут работать в школы? В 2011 году, например, бывшие преподаватели высшего военно-технического училища наотрез отказались становитьсяучителями ОБЖ в школах, и это объяснимо: долгожданное повышение зарплат учителям обернулось прибавками в районе всего тысячи рублей.
Медики слов «повышение зарплаты» боятся как огня, утверждая, что после каждого такого заявления их зарплаты на самом деле только уменьшаются. Поэтому и в системе здравоохранения положение не лучше. Области не хватает порядка 500 специалистов. 150 медиков нужны районам, Ульяновску – более 300 врачей и медсестер. И если укомплектованность терапевтами в поликлиниках достаточно высокая – 87,8 процента, то узких специалистов слишком мало – всего 64,3 процента от потребности: большая нужда в анестезиологах-реаниматологах, педиатрах, неврологах, акушерах-гинекологах, рентгенологах, врачах клинической лабораторной диагностики.
Страдают от нехватки кадров и детские сады. Во многих не хватает и воспитателей, и их помощников (нянь). В сфере дошкольного образования ситуация с зарплатами еще хуже, а ответственность – ничуть не меньше, чем на любом производстве.
Предполагалось, что участниками ярмарки в педуниверситете станут 660 выпускников УлГПУ и 300 выпускников средних профессиональных учебных заведений. Но какая их часть действительно пойдет в школы? По словам министра здравоохранения Валентины Карауловой, в 2012 году из УлГУ в лечебные учреждения должны прийти 114 специалистов, окончивших интернатуру и ординатуру, и 25 интернов и ординаторов, окончивших Самарский государственный медицинский университет. Решат ли они кадровую проблему?
Вместо того, чтобы обеспечить достойный заработок, молодежи отрезают путь к образованию, уменьшая количество бюджетных мест в вузах и взвинчивая стоимость за коммерческое обучение. Выдавая желаемое за действительное: «не идут работать – значит, специальность невостребованная», чиновники от образования игнорируют очевидное.
1200 вакансий в одном только регионе – это действительно так мало, что можно считать потребность в кадрах удовлетворенной?
Анна Михайлова
Джойс
Очевидно, что в малой зарплате и условиях труда причина того, что большинство выпускников мед. факльтета и педагогов сразу же после выхода из ВУЗа уходят из профессии. В лучшем случае пристраиваются где-то на “околоблизких” работах, но упорно не идут работать “практикующими” врачами в больницы и поликлиники, и учителями в школы. (Не все, конечно, но довольно большой процент). В итоге и получаем такую, на первый взгляд, противоречивую ситуацию: ежегодно выпускаются тысячи молодых специалистов, а до школ и мед. учреждений они “не доходят”.