Вокруг керамзитового завода, расположенного в Ульяновске на Московском шоссе, разворачивается конфликт, какого не было в нашем регионе много лет. Нового владельца предприятия его бывшие хозяева обвиняют в рейдерском захвате, и по этому поводу поднята грандиозная кампания в СМИ. Пожалуй, настало время спокойно и беспристрастно изложить факты, связанные с этим делом, и здраво оценить все его обстоятельства…
Чудеса жадности
Эта история началась в 2000 году. Тогда Владимир Федоров и два его компаньона – Михаил Дудин и Ханифи Муракаев – на торгах приобрели это предприятие. Тогда уставный капитал ООО «Ульяновсккерамзит» составлял 10000 рублей, что и сыграло не последнюю роль в дальнейшем развитии событий… Владимир Федоров стал директором компании, и доли акционеров были разделены таким образом: Дудин – 50 процентов, Федоров 30 процентов, Муракаев – 20 процентов. Предприятие нуждалось в реконструкции, и Владимир Федоров вложил в него немало собственных средств, но в 2006 году, когда фаза становления была завершена, он решил выйти из состава учредителей, поскольку его привлекли новые проекты, которые ему представлялись более интересными.
И с этого момента отношения бывших компаньонов превратились в историю сплошных судебных тяжб.
Естественно, если человек выходит из состава учредителей, ему должна быть выплачена стоимость его доли – исходя из реальной стоимости предприятия. Однако, поскольку уставный капитал компании был всего 10000 рублей, ему и выплатили тридцать процентов от этой суммы.
И это при том, что стоимость завода в ценах 2006 года составляла порядка ста миллионов рублей. По сути, его партнеры совершили поступок, противоречащий не только букве закона, но и деловой этике.
Как ни прячь…
В 2008 году Владимир Артемьевич, после того, как судебное разбирательство прошло множество инстанций, получил решение суда о взыскании с бывших компаньонов залога в размере двадцати миллионов рублей. Казалось бы, здесь и делу конец… Но, как известно, наше законодательство оставляет массу лазеек. Дудин и Муракаев привлекли к делу опытных юристов, специалистов по применению таких «дыр» в законодательстве, и те «сочинили» хитрую схему ухода от материальной ответственности: от имени ООО «Ульяновсккерамзит» они создали три дочерних компании – «Трансмонолит», Поволжскую инвестиционную компанию (ПИК) и «Объединенный строительный альянс». В эти фирмы-однодневки и было переведено все имущество завода. После этого само ООО «Ульяновсккерамзит», уже безо всякого имущества, было продано московским бизнесменам, те перепродали его нижегородским предпринимателям, а потом путем слияния с еще восемью компаниями-пустышками превратилось в ООО «Сити», учредителями которого стали третьи лица, В результате Владимир Федоров положенных ему по закону денег снова не получил.
Пришлось выдвигать новые судебные иски – уже против так называемых «дочек». Однако совладельцы успели продать уставный капитал этих компаний в одну из казанских фирм, а потом, уже как физические лица, выкупить его обратно.
Кстати, по этому факту уже возбуждено уголовное дело и ведется расследование.
Для Владимира Федорова справедливое решение этого имущественного спора уже стало не столько денежным вопросом, а делом принципа. Естественно, он снова обратился в суд и правоохранительные органы. И суд признал всю эту цепочку сделок по передаче активов недействительной.
Закон есть закон…
В феврале 2012 года на завод пришли судебные приставы и проконтролировали передачу имущества в ООО «Сити», которое приобрел Игорь Сурков, партнер Владимира Федорова по бизнесу.
Естественно, возникает вопрос, почему акционер, владевший всего тридцатью процентами бизнеса, в итоге получил в собственность весь завод… Это право признал за Владимиром Федоровым суд, оценив те потери, что он понес в процессе судебных разбирательств, причем неоднократно – несмотря на многочисленные доводы оппонентов, хитрости и подтасовки.
Что касается отрицательной позиции по отношению к новому собственнику со стороны части трудового коллектива, то она объяснима только одним: «разъяснительной» работой и посулами со стороны бывших хозяев. Но, по мнению Владимира Федорова, трудящиеся должны осознавать то, что работу им дает не вывеска, не товарный знак, а именно завод. И в праве на труд, причем с большей, чем ранее, заработной платой, им никто не отказывал. А вот бывшие хозяева к заводу уже не имеют никакого отношения.
Кстати, за последние несколько лет предприятие было доведено до такого состояния, что производство здесь было на грани полной остановки. Три из четырех печей, производивших керамзит, из-за нарушений технологии и отсутствия технического обслуживания сейчас совершенно непригодны к использованию – их надо просто демонтировать и строить на их месте новые.
Четвертая, по оценкам специалистов, протянет не более года. Так что новый хозяин, по сути, получил не завод, а лишь площадку для его строительства. А между тем группа компаний Владимира Федорова сейчас занимается сразу несколькими крупными строительными проектами. Так что керамзитовый завод для него не самоцель, а необходимое звено его строительного бизнеса. Завод после реконструкции будет наращивать производство, а это – благо и для экономики региона, и для всех, кто на нем работает.
Арбитражный суд уже признал действия судебных приставов абсолютно правомерными, но гражданско-правовой спор продолжается, и решаться он должен исключительно в правовом поле, а не с помощью митингов, пикетов и войны компроматов в средствах массовой информации.
Алексей ЧЕРНОВ
в газете на правах рекламы