В связи с инициативой, высказанной на недавней встрече президента Дмитрия Медведева с местными властями, и предусматривающей установление в России одного единого дня голосования в году вместо нынешних двух, появились разговоры, что выборы депутатов нашего Законодательного Собрания перенесут с марта 2013 года на сентябрь.

Если это произойдет, то Заксобрание окажется вне правового поля, а его решения будут нелегитимными, даже если власть примется утверждать обратное.

Поскольку идею единого дня голосования предложил на той встрече у Медведева ульяновский губернатор Сергей Морозов, публика заподозрила, что он и сделал это как раз ради продления полномочий ЗС, но я эту версию надежной не считаю. На мой взгляд, власть не заинтересована в отсрочке выборов. В ее интересах, напротив, провести их как можно быстрее, пока политическое поле области представляет из себя пустыню, в которой не растет ничего, кроме двухтрех колючек. В этих условиях «Единая Россия» имеет хотя бы какие-то шансы на относительный успех. За полтора года (до сентября 2013-го) ситуация может кардинально измениться.

Измениться она может по многим причинам и, в частности, по причине введения упрощенной процедуры регистрации партий. Появившиеся новички за это время успеют подраскрутиться, выдвинут свежие кадры, с которыми и пойдут на штурм ЗС. А история с участием миллиардера Михаила Прохорова в выборах президента России показала, сколь высок запрос общества на новых политиков: невзирая на обвинения Прохорова в том, что свое состояние он наворовал, и невзирая на генетическую нелюбовь россиян к чужому богатству вообще, за олигарха проголосовали свыше пяти миллионов человек. И это сигнал всем «старичкам», сидящим на выборных должностях десятилетиями. В общем, я думаю, что ульяновская власть замыслила не отсрочить выборы в ЗС, а ускорить их.

Тем более что такой ход событий диктуется и правовой логикой. Срок полномочий депутатов определен в законе о выборах и тем, на сколько лет они были избраны реально. В случае с ЗСобласти это пять лет – вот мандат, выданный Собранию избирателями. Все, что свыше этих пяти лет, к воле избирателей отношения не имеет и является, грубо говоря, захватом власти. В том числе и вариант, когда решение о продлении полномочий принимается самим Заксобранием. Такое решение будет идти в разрез с Конституцией, гласящей, что источник власти в России – народ. Точка.

Депутатам же предоставлено право на досрочное прекращение полномочий, то есть меньше пяти лет – пожалуйста, а больше – незаконно. И это касается не столько статуса самих депутатов, сколько статуса ЗС в целом, как органа власти.

При нелегитимном статусе нелегитимными будут и все решения Собрания, принятые за пределами законного срока полномочий. В Ульяновске, правда, имел место прецедент, когда такой фокус был совершен и остался без явно негативных последствий. Это в случае с Городской Думой, продлившей однажды свои полномочия на три месяца. Но, на мой взгляд, это сошло городскому парламенту с рук только потому, что тогда никто не захотел связываться и оспаривать, допустим, решение о продлении депутатства в суде. Поленились.

В ситуации же с нынешним ЗС я не исключаю и такого сценария: если поправки об установлении единого дня голосования в Госдуме почему-либо застрянут, все может быть произведено внутри нашей области. К примеру, летом ЗС голосует за досрочное прекращение полномочий (самороспуск) и на осень 2012 года назначаются выборы нового состава. Оппоненты «Единой России» будут таким образом застигнуты врасплох. Некоторые косвенные признаки такого развития событий уже есть.

Юрий Кашинский