Три недели с театром Качалова 21 день подряд, без перерывов на понедельники, традиционные выходные для театров, в Ульяновске будет работать Казанский академический русский большой драматический театр имени Василия Качалова.
Качаловский театр был у нас на гастролях два с половиной года назад, и у труппы осталось хорошее впечатление от знакомства с городом и публикой: никто не выразил неудовольствия, узнав о предстоящей поездке. А вот с родным городом нынешнего художественного руководителя театра Александра Славутского, Челябинском, романа не вышло: недавние гастроли на родине показали режиссеру, как быстро разрушаются театральные традиции без крепкой руки руководителя.
– Раньше мне казалось, что после пяти-шести лет работы на одном месте нужно бежать из театра, – пояснил Славутский. – Теперь я понимаю: этот срок – только начало. Воспитание актеров и публики – процесс долгий. И нам приятно приехать на гастроли в театр, воспитанный моим другом Юрой Копыловым. Сейчас у театра сложная задача – найти лидера. По личному опыту знаю, что нелегко найти режиссера даже на одну постановку. Не раз приходилось отказываться от работы приглашенного режиссера и ставить спектакль вместо него.
Наверное, я кажусь тираном, который не хочет никого видеть в своем театре, но я хочу, чтобы постановка была хотя бы не ниже моего уровня.
К слову, в 1986 году Александр Яковлевич Славутский едва не стал главным режиссером Ульяновского драмтеатра. Заявление уже лежало у начальника областного Управления культуры Бориса Мынова, но среди актеров пошел слух, что «Славутским руководит его жена», слово за слово – и ему отказали в месте. А Юрия Семеновича Копылова не взяли в Ростов-на-Дону. В итоге все случилось наоборот: Копылов возглавил наш театр, а Славутский – ростовский. Последние 18 лет он работает в Казани. Еще дольше длится его творческий союз с именитым художником Александром Патраковым, тонко воплощающим в сценографии спектакля режиссерскую мысль.
Семь спектаклей, семь любопытных историй. В гастрольной афише – только один знакомый ульяновцам спектакль, бродвейский мюзикл «Скрипач на крыше» Джерри Бока и Джозефа Стайна по знаменитой повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник». Еще один мюзикл от «качаловцев» – «Роковые яйца» по повести Михаила Булгакова. Музыку специально для Казанского русского театра написал композитор Владимир Дашкевич, известный как автор мелодий к фильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». «Великий комбинатор» – спектакль, созданный по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». По отзывам зрителей, очень веселый спектакль, но Славутский говорит: «Мы не старались сильно смешить, потому что это трагикомедия: талантливый человек оказался за бортом жизни. Вот и сейчас все мнят себя великими комбинаторами». Один из козырей динамичной постановки с огромным количеством коротких эпизодов – великолепный дуэт актеров Ильи Славутского и Михаила Галицкого, которых публика может помнить с прошлых гастролей.
«Глумов» – постановка хорошо знакомой ульяновцам пьесы Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» о трагическом одиночестве сильной личности, мечтающей выбиться в люди. «Пыль в глаза» – водевиль от автора знаменитой «Соломенной шляпки» Эжена Лабиша, воссоздающий атмосферу Парижа XX века с его фиакрами, волнениями против установки Эйфелевой башни, толпами у «Мулен Руж». Это остроумная и трогательная история о двух семействах, дети которых любят друг друга и мечтают пожениться. Еще одна комедия «Семейный портрет с посторонним» Степана Лобозерова. Герой, приехавший в деревню на работу, поселяется в семье, про которую ему говорят, что в ней «все со справками». То же самое про героя говорят членам семьи, что приводит к забавным недоразумениям.
– Мы везем в Ульяновск нашу премьеру, которую казанцы увидят 5 и 6 мая, а потом только осенью, – рассказал Славутский. – Пьесу «Золотой слон» написал уникальный драматург Александр Копков. Это «темный» человек из ярославской деревни, который написал в 1920-1930-х годах всего две пьесы – «Слон» и «Царь Потап».
Удивительно, что Копков писал, не боясь цензуры. Потому что его «Царя Потапа» поставил Борис Бабочкин в БДТ Ленинграда, и Бабочкина за это сняли. Написан «Слон» словно сегодня. Главный герой, живущий в колхозе, нашел клад: золотого слона. И он строит дирижабль, чтобы лететь в Америку, где он собирается купить депутатское кресло, пристроить дочь и так далее. Но дирижабль рухнул, а слон улетел. И тут наступает почти чеховский финал, когда герой говорит, что будет держать пчел и собирать мед, знаете, такое небо в алмазах… Эта смешная и грустная история – о нас, а золотой слон – миф, которым мы живем. Нам кажется, что будут деньги – будет и счастье. Страшно, когда ум и талант заменяют этим слоном. Я считаю, что попытки поставить «Слона» были неудачными, потому что режиссеры думают: нужно ставить смешно, и будет хорошо. Но я думаю, надо ставить серьезно.
На время трехнедельного пребывания Казанского русского театра в Ульяновске наш драмтеатр отправится в гастрольный тур по городам, поселкам и деревням области. Но малая сцена не будет закрыта, так что следите за афишей.
Анна Школьная