О Ленине – пожалуй, самом великом нашем земляке, в последние 20 лет принято говорить или в день смерти, 21 января, как правило, о выносе тела из мавзолея и его перезахоронении, или в день рождения, 22 апреля, – о будущем его памятников и музеев. Вот и в этот раз накануне 142-ой годовщины со дня рождения Владимира Ильича в Ульяновске активно муссировали тему создания Музея СССР на базе Ленинского мемориала, предполагая не только смену экспозиций, но и названия, тем самым, уводя в небытие ленинскую тематику.

Самым главным сторонникам сохранения Ленинского мемориала выступил его директор – Эдуард Шабалин, депутат Законодательного собрания региона, единоросс и бизнесмен.
Он признался, что идея создания Музея СССР или музея России 20 века принадлежит ему и бывшему директору музея Ленинского мемориала, его нынешнему заместителю Валерию Перфилову, который является хранителем ленинского наследия более 30 лет. Шесть лет назад, в 2006 году, они начали поиск той самой темы, которая могла бы разнообразить ленинскую тематику, дополнить ее для того, чтобы придать музею мемцентра новые, более современные очертания.
«Смысл был примерно такой: расширить ленинские тематику историей России кон. 19 – нач. 21 веков, когда в государстве прошло очень много общественно-политических событий. Мы эту тему начали развивать еще и в надежде получить федеральную поддержку, финансирование федерального центра», – сказал Шабалин.
По словам Эдуарда Сергеевича, эта инициатива волнами то накатывала, то пропадала. Три года назад даже питерские музейщики по запросу Шабалина подготовили новую концепцию выставочной экспозиции в залах Ленинского мемориала.
«Но она нам слегка не понравилась и не впечатлила. Самое главное, не смогли найти для нее финансирование. И в этом году в рамках обсуждения туристической отрасли Ульяновской области снова возникла эта тема о создании Музея СССР. Но в том виде, в котором она прозвучала, вызвала некие споры и разногласия, прежде всего, с нашей стороны», – отметил Шабалин.
На сегодня идея создания Музея СССР на базе Ленинского мемориала в видении руководства мемцентра заключается в том, чтобы создать на существующих площадях дополнительную экспозицию, отражающую историю революционного движения, историю России с кон. 19 до кон.20 века без деформации, без разрушения существующей экспозиции сегодня. И внесение названия его как Музея СССР в рамках существующей исторической экспозиции Ленинского мемориала.
Кстати, выставочная экспозиция Ленинского мемориала за последние 15-17 лет претерпела большие изменения. Это уже не та идеологическая экспозиция Ленина, которая была в кон.80-х годов. Она разноплановая. В принципе исторический материал, представленный на выставках, уже описывает историю России. Столетний период освещается полно и интересно. Здесь есть выставка, посвященная Президентам Российской Федерации, есть экспозиции, посвященные Второй мировой войне, коллективизации, НЭПу, Гражданской войне. Безусловно добавив, расширив их материалами, которые будут отражать и эпоху Хрущева, и эпоху Сталина, и эпоху Брежнева, как отдельно взятые эпохи развития государства, музей будет обеспечивать более полную информацию, чтобы понять, что это была за страна, чем она жила, чем занималась.
В противовес руководству музея есть альтернативное мнение по созданию Музея СССР, который бы полностью вывел имя Ленина за пределы этого музея. По словам Шабалина, предлагается создать некую бытовую выставку, которая бы отражала бытовые формы жизни советского человека в период с 1917 по 1999 года.
– Как нам известно, во многих субъектах федерации подобные инициативы уже есть, – подчеркнул директор мемцентра. – Такие музеи хотят сделать и в Казани, и в Самаре, и в Москве и в других городах. В результате мы придем к тому, что через десяток лет тиражирование такого музея на территории России может приобрести лавинный характер. В то время как тиражирование музея Ленина фактически невозможно. Это глубочайший, интеллектуальный, фундаментальный, научно-исследовательский труд, который сегодня реализовать заново нельзя.
Отказываться от бренда Ленина, на мой взгляд, тоже нельзя. Я как бизнесмен, как патриот своего региона, понимаю, что развитие какого-то нового формата, нового бренда для Ульяновска будет стоить очень дорого. Имя Ленина – это тот бренд, в который государство вкладывало деньги в течение 45 лет.
Образ Ленина раскручен и сам по себе, потому что это была величайшая личность в истории мирового сообщества 20 века. Ставить на нем сегодня крест – категорически недопустимо, пытаться менять формат туристических потоков в регион – категорически недопустимо, потому что все остальные личности, претендующие на бренд региона сегодня, являются в большей степени краеведческими. Когда ведем речь о развитии региона, как о большом международном туристическом центре, мы не можем похвастаться никем, кроме как Лениным.
Сегодня по-прежнему, если вы пообщаетесь с туристами, люди едут в Ульяновск только на ленинскую тематику: они спрашивают, где Ленинский мемориал, музей В.И. Ленина, а также могила И.Н.Ульянова.
Мое мнение, нам нужно активно сохранять, поддерживать, раскручивать именно этот бренд, конечно, не в идеологическом плане, не в мифическом, не делая культ личности, а показывать настоящего Ленина, таким, которым он был: как он жил, учился, работал. В мемцентре должен оставаться музей Ленина, а Ульяновск – родиной Ленина.
Ленинский мемориал – до сих пор самый посещаемый музей Ульяновской области. Более того, Ленинский мемориал в год пропускает через себя больше, чем все остальные музеи региона вместе взятые. В летние дни сюда приходят по 600-800 человек в день. Это очень большая посещаемость в сравнении и с другими музеями Поволжья. И это говорит о том, что интерес к музею Ленина по-прежнему высок.
Ирина Антонова