Ульяновские художники, кузнецы и музыканты вернулись с Международного фестиваля «Примавера. Весна и искусство», который проходил в небольшом городке Сан-Марчеллино (Италия). Они провели семь насыщенных дней в четырех старинных итальянских городах: Рим, Сан-Марчеллино, Неаполь и Касерту.

Художник Юрий Какичев поделился своими впечатлениями от поездки в Италию:
– Первым итальянский городом, который мы увидели, стал Рим. Там, конечно, меня поразил Колизей. Его громадный объем фотографии не передают. Собор Петра, который проектировал Микеланджело, строился долго и удивил тем, что он маленький. Наш Исакиевский собор гораздо больше. А вот Колизей – громадина. Если учесть, что это еще и развалины, то каким он был раньше? Там, на третьем и втором ярусе, люди ходят, как букашки. А если учесть, что там раньше делались навесы от солнца, которые раздвигались, как на современных аренах… У них тогда там были и подъемники и фонтаны. Сцена была сложной конструкции, и ее поднимало несколько подъемников. В фильме «Гладиатор» показывали, как поднимали зверей. Это было сложное инженерное сооружение: оно невероятно большое и впечатляет.

– Какое впечатление на Вас, как художника, произвели музеи?

– В Неаполе мы посетили один из музеев. Все эти картины я видел уже на репродукциях в альбомах. Гойя сразу узнал. Тем боле Гойя – художник, который мне очень нравился в детстве. Может быть, потому что тогда прочитал книгу «Гойя». И остальные художники, знакомые по репродукциям, тоже узнаваемы. В итальянских музеях залы немного другие: они темноватые и фотографировать там неудобно. Со вспышкой снимать не разрешили, но для нашей делегации сделали исключение: мы фотографировали без вспышки. А где рисунки Микеланджело под стеклом лежат, там совсем темный зал. Подсветка имеется, но стекло бликует, и ничего не видно. Да, рисунки со временем выгорают, и бумага, на которой рисовал Микеланджело, уже желтая.

– В Италии наши художники выставляли свои работы?

– Да. Свою выставку сразу подарили городу Сан-Марчеллино, где проходила выставка. Мы привезли в Италию Россию: на картинах наших художников в основном были деревенские пейзажи, натюрморты с русскими самоварами. Я взял с собой картины, на которых были написаны камни Белого моря. Они интереснее, чем камни Черного моря: по цвету другие, и вода там совсем другая. Пишу целую серию: у меня есть камни Черного и Белого моря, Ладожского озера. Скоро появятся на холсте камни Тиренского моря. Стараюсь писать камни той местности, где бываю. Они все такие разные… Вода в Ладожском озере – темная. А в Белом – прозрачная: она белая, как речная. В Италии штормило, и море было почти белым. А в солнечный день, оно, наверное, другого цвета.
Мне запомнилось закрытие выставки в Сан-Марчеллино. Там присутствовал мэр и руководство города. В Сан-Марчеллино такой забавный начальник полиции: у него был шикарный мундир. Он занимается рисованием. Этот самодеятельный художник выставлял свои работы на нашей выставке. Забавный человек… На закрытие пришло много народу. Из-за дождей оно состоялось в школе Леонардо да Винчи, а не на открытой площадке. У них, между прочим, нет художественных и музыкальных школ, как в России. Там рисование и музыку преподают только в общеобразовательных школах.

– Что поразило Вас в повседневной итальянской жизни?

– Очень понравились дороги. В Риме мостовые вымощены булыжником и все это сделано капитально и навечно. И там, когда едешь, не трясет, хотя местность горная. А симпатичные домики небольшие с плоскими крышами. В Италии не строят огромных домов: там даже пятиэтажек не увидишь.

– Вашу поездку финансировало правительство Ульяновской области?

– Да. Все было полностью оплачено, хотя все это достаточно дорого. Для художников, конечно, это большой подарок! У нас остались прекрасные впечатления!

ЛАРИСА ЯРДАЕВА