Ульяновские товаропроизводители с большой тревогой следят за переделом рынка продаж продуктов питания (ритейлом). С укрупнением уже существующих и приходом новых крупных федеральных сетей есть опасения, что привычным местным продуктам не найдется места на полках супермаркетов.
Как уже писал «СК», ушли в историю ставшие привычными ульяновцам супермаркеты «Симбирка», «Провиант», «Пятерочка», «SPAR», «Товарищ». Известно, что в скором времени на их месте появятся новые «Гулливеры», «Пятерочки+» и «Магниты». За массового ульяновского потребителя всерьез поборются два крупнейших в стране ритейлера компания X5 Retail Group (бренды «Пятерочка+» и «Перекресток») и ООО «Тандер» («Магнит»).
Известно, что X5 Retail Group к июню нынешнего года намерена открыть в Ульяновске десять супермаркетов, из них два «Перекрестка», а до конца 2012 года удвоить их количество. ООО «Тандер» и вовсе заявляет о намерении расширить свою сеть в регионе до ста магазинов, сроки достижения цели при этом не сообщаются. Кроме того, на лето намечено открытие гипермаркета «Ашан» площадью более 12 тысяч квадратных метров, который станет крупнейшим продуктовым магазином города.
Примечательно, что большинство планируемых к открытию супермаркетов относятся к категории так называемых дискаунетров, то есть представляют покупателям продукты по сравнительно низким ценам, но более низкого качества, со значительно урезанным ассортиментом и минимальным уровнем сервиса. То, что нужно, по мнению ритейлеров, ульяновцам с их низким уровнем дохода и неприхотливостью в выборе еды.
Впрочем, все плюсы и минусы перемен в сфере торговли продуктами питания покупателям еще предстоит оценить. Зато местные товаропроизводители уже готовятся к самым негативным последствиям для себя. По мнению большинства специалистов отрасли, агрессивная политика крупных, и, прежде всего, федеральных, торговых сетей приведет к сокращению, а в некоторых случаях и к банкротству небольших перерабатывающих предприятий.
– Чем крупнее торговая сеть, тем тяжелее с ней работать, – констатирует директор одной из частных пекарен Ульяновска Наиль Хисаметдинов. – У той же X5 Retail Group, насколько мне известно, существует свой закрытый список поставщиков хлеба, попасть в который местным небольшим пекарням практически невозможно.
Наиль Хисаметдинов отмечает, что негативные явления для бизнеса начали проявляться пару лет назад, когда торговые сети стали активно создавать собственные производства продуктов питания, в том числе выпечку хлеба. Сейчас, считает собеседник, этот процесс достиг своей высшей точки. Производство за последние месяцы сильно упало, сокращаются смены. В итоге ставку приходится делать на частных мелких торговцев, количество которых, впрочем, тоже уменьшается.
Зачастую сетевиков не устраивают объемы поставок, неспособность того или иного производителя обеспечить своей продукцией все магазины сети. Однако по закону это не может быть критерием отказа. Казалось бы, в таких случаях предприниматели должны искать правду в антимонопольном ведомстве, однако там свидетельствуют, что подобные заявления к ним поступают крайне редко. Хотя размер штрафа за нераскрытие информации об условиях поставок может достигать 500 тысяч рублей. Сами предприниматели ситуацию объясняют так: стоит обратиться в УФАС, и ты больше никогда не будешь работать с сетевиками.
Директор ОАО «Сурский маслосырозавод» Андрей Павлов имеет свой негативный опыт общения с представителями торговой сети «Магнит».
– Даже для того, чтобы обеспечить своей продукцией ульяновские «Магниты», мне необходимо собственными силами доставлять сыр в Тольятти, где у них расположен распределительный центр, – говорит он. – Отправлять нужно будет большие объемы, минимум 20 тонн. К тому же неизвестно, какое время и в каких условиях продукт будет там храниться и в каком виде попадет на полки супермаркетов. Поэтому мы приняли решение работать через оптовые компании, даже несмотря на то, что они делают свою наценку. Недавно зашел в один из супермаркетов, где раньше располагалась «Симбирка». Сурского сыра я там уже не нашел, хотя продукция Германии, Франции, Белоруссии, Молдавии, Украины представлена в ассортименте.
Проблемы с сетями испытывают и крупные местные производители. К примеру, представители мясокомбината «Ульяновский» заявляют, что вынуждены выдерживать жесткую конкуренцию с поставщиками из других регионов даже в родном городе. Именно по этой причине мясокомбинат сегодня работает на половину своей проектной мощности.– На одной из крупнейших птицефабрик Поволжья ООО «Симбирский бройлер» – ситуацию оценивают более оптимистично, хотя признают, что с переходом супермаркетов «Симбирка» и «Провиант» к новым владельцам отгрузка товара в эти торговые точки будет сокращена в сто раз. По словам коммерческого директора птицефабрики Николая Стеньгина, взаимоотношения с ритейлерами имеют свою специфику. Да, принятый в конце 2009 года Федеральный закон о торговле наложил целый ряд запретов на навязывание дополнительных условий, однако значительная часть ранее не запрещенных многочисленных бонусов и выплат сейчас просто перетекла в 10-процентный бонус от объема поставки и в выплаты за различные оказанные услуги, направленные на продвижение товара. По словам Николая Стеньгина, куриное мясо попадает в категорию социально значимых продуктов питания, и за него сети бонусов не берут, зато за место на полке для других видов продукции по-прежнему приходится платить. То, что Закон «О торговле» не работает, признают и в Федеральной антимонопольной службе, отмечая, что «введение законом о торговле запретов по взиманию выплат и бонусов с поставщиков не привело к снижению общего объема выплат в пользу торговых сетей – произошло лишь перераспределение выплат».
По мнению предпринимателей, сложившаяся ситуация не оставляет им иного выбора, нежели работать с сетевиками. Но это крайне непросто. И не столько потому, что у тех высокие стандарты, сколько потому, что критерии отбора поставщиков и ценовая политика позволяют крупным операторам выкручивать руки поставщикам. Формально сети все делают по закону, но на деле принуждают производителей отпускать товар по своим расценкам. Приходится соглашаться, иначе товар не возьмут. В итоге переработчики, чтобы не работать себе в убыток, вынуждены ухудшать качество продукции: использовать более дешевое сырье или класть больше химии и консервантов, чтобы максимально продлить срок годности продукта. А страдает в итоге покупатель.
Вадим Пилюков
Злыдень
Что вы там про рейтинги говорили? Вчитайтесь – “…представляют покупателям продукты по сравнительно низким ценам, но более низкого качества, со значительно урезанным ассортиментом и минимальным уровнем сервиса. То, что нужно, по мнению ритейлеров, ульяновцам с их низким уровнем дохода и неприхотливостью в выборе еды”.
В этих словах вмысл всех политических реформ последних тридцати лет. У нас низкие доходы и мы готовы покупать продукты “более низкого качества”. Вот вам и рейтинги, которые засуньте куда подальше – жизнь свои рейтинги выставляет.
ulyb
Что за бред???
“Примечательно, что большинство планируемых к открытию супермаркетов относятся к категории так называемых дискаунетров, то есть представляют покупателям продукты по сравнительно низким ценам, но более низкого качества, со значительно урезанным ассортиментом и минимальным уровнем сервиса. То, что нужно, по мнению ритейлеров, ульяновцам с их низким уровнем дохода и неприхотливостью в выборе еды.”
Федя
А что не так то?
Гавниты, пятерочки+, дворцовые ряды – магазины эконом-класса и соответствующего сервиса
Маркетолог
А что не так? Реально так и есть. До сих пор у базы на гая 100 – самый большой оборот по продуктам из розничных точек города. 8-) Знаю примеры, когда некоторые граждане с пересадкой на маршрутке туда едут, лишь бы съэкономить десятку на колбасе из опилок хвойных пород.
Да даже по своей семье сужу – не сказать, чтобы от нищеты страдаем, да и стараюсь немного фильтровать потребление путём массовых набегов на Метро, но ничем не удержать ни маманьку, ни тёщу от пробежки до магнита или пятёрочки. Видимо у старшего поколения где-то генетически коммунисты заложили потребность постоять полчаса в очереди и поковыряться в коробке в поисках “чуть менее просроченного” пакетика кефира … И это при том, что до последнего времени рядом с тем же магнитом стояла симбирка с хорошим ассортиментом и отсутствием очередей на кассах, причем не сказал бы, что там что-то заметно дороже магнитов было …
Злыдень
Ааа… понятно – коммунисты виноваты.”генетически коммунисты заложили потребность”. Коммунистов нет уже целое поколение! Забудьте! Не валите всё на них. Коммунисты за 20 лет после войны страну заново отстроили а вы всё еще валите на них списывая всое неумение работать. PS. я не коммунист и не сочувствующий. Но задолбали уже – сами облажались, а на коммунистов списывают. Люди ищут дешевые товары плохого качества потому что дейстывующая власть не может создать условия обеспечения экологически чистым товаром населения. Грош цена вашим всем реформам. Дутые они. Реформы – это изменения в лучшую сторону, а не ухудшение как у нас.
Маркетолог
Ну так как раз “у целого поколения” уже нету того маниакального стремления постоять в очереди и покопаться в отходах в поисках “наименее просроченного”.
Повторюсь ещё раз, не надо валить на действующие власти и реформы нежелание некоторых наших граждан потреблять нормальные продукты по нормальным ценам. Особенно в тех случаях, когда совокупный доход не особо большой семьи переваливает за шестизначную цифру. Поверьте мне, не власть виновата в том, что у меня тёща ради экономии в 50 копеек идёт в получасовую магнитовскую очередь. Это менталитет, сформированный за десятилетия ущербного потребления. Десятилетия далеко не нынешней власти …
Доктор
Маркетолог, откуда такая паталогическая ненависть к своей стране, к ее истории? Что-то личное, дедушку раскулачили, в институт не приняли? Типичное девиантное поведение.
Маркетолог
Это у коммунистов ненависть к стране и её истории, это коммунисты историю моей страны переписывали, выдирая из памяти десятилетия и века. Для того, чтобы изобразить дружбу народов и всеобщее процветание, им требовалось изобразить в прошлом моей страны только убогость и серость. Потому что на фоне реформ Петра или Столыпина сталинская индустриализация – это пшик и истребление собственного народа, а на фоне “золотого десятилетия” между войнами 1905 и 1914 года застойное брежневское “процветание” этим самым процветанием уже не выглядит.
У меня гордость за мою страну. И серьёзное желание не допустить к власти голозадых горлопанов, которые уже доказали, что они не способны созидать, а способны только отнимать и делить.
Аноним
Вполне допускаю, что Вы с Вашей супругой у тещи частенько денежку “перехватываете до получки”. Она из этих 50 копеечек и копит.
Что же Вы так своих стариков не уважаете?
Аноним
не просроченый у них кефир. реально на тот же кефир в магните наценка 1 %,а в симбирке была 16-20%. так что в магните реально дешевле. другое дело, что в симбирке был ассортимент поинтереснее. и это на самом деле грустно, что теперь будут только дискаунтеры с урезаным ассортиментом
Аноним
выбора не будет
Алеша
А помоему все так и есть. Большинство ульяновцев только и ищет где подешевле затарится. На качество продуктов, из чего они сделаны не смотрят. А потом сэкономленные деньги тратят на врачей.
Алкоголезавимый
Основную снедь принципиально на рынке покупаю. Всегда свежее, выбор достойный. А в магазинах разве что хлеб и молочные продукты, все ульяновское. Так что мне в целом пофигу, как эти магазины станут называться и что будут продавать.
Ник
Из “ушедших” магазинов жалко только симбирку – там хоть цены давольно высокие, но нормальный выбор был. в спары-товарищи-пятерочки иногда было страшно заходить за пачкой печенек, грязи много и обслуживание хуже чем в магнитах.
Федя
+100500
не жалко было переплатить немного, но получал взамен приятное обслуживание и широкий ассортимент свежих продуктов, которых нет в Гамнитах, в том числе и местного производства – баратаевские овощи, сурский и майнский сыры, местные охлажденные куры
Работяга
В Магнитах нет никакого обслуживания. Нищим ульяновцам кроме, как на магнит денег ни на что не хватает.
Нищета дремучая. Посмотрите сколько у нас магнитов. Тьма.
Старикам и старухам жрать надо, что-то в период дожития. Вот и бегают за печенками и молочком в Тэндер. Куда деваться.
Еще чуть прижмут Ульяновск и кроме магнитов ничего не будет в городе.
А шарамыжного Ашана нет даже в Казани.
zzz
Какое надо обслуживание в супермаркете? Хотите общаться с теткой аля 80-е -добро пожаловать в Ассорти.
Федя
Хотите общаться с теткой аля 80-е -добро пожаловать в “Гамнит”. На кассе элементарно перекошенную варежку разуть и поприветствовать клиента, улыбнуть и сказать “спасибо” за покупку – никаких вложений не требуется впринципе.
zzz
В Симбирках поприветствуют так, что ты себя будешь до конца жизни чувствовать виноватым ,что и так жизнь не удалась, да еще и в ножки надо кланяться каждому алканавту
Ник
Мне может быть “повезло” – живу рядом с гипермаркетом, тем что в новом городе. И карточки принимают, и “здравствуйте” скажут, вообщем – нормально. В магнитах на севере был – там да, ни о каком обслуживании речи не идёт.
Выбор то всё равно остался – надо тебе в магазин в 11 вечера, нормальный выбор продуктов, хочешь чтобы тебе овощи взвесили, сказали спасибо за покупку – welcome to Гулливер. Хочешь “по-дешевле” затариться, в очереди из 10 человек постоять – Магнит ждёт)
Федя
Гипермаркет – это совсем другая история и другой формат
Язва
Зато много в Москве. И, поверьте, москвичи в массе своей тарятся именно там.
Алекс
Работяга, хотелось бы отметить, что Ашан в Казани появился буквально в этом году, т.к там есть сильная местная продуктовая сеть Бэхетле, и власти Казани долгое время не пускали Ашан на казанский рынок. От себя хотелось бы добавить, что проживая в Москве, вынужден, как и многие москвичи посещать в основном Ашан, ибо на рынках тех же самых получается дороже. Магнита тут нет и слава богу.. И поверьте мне, что жаловаться не стоит,иногда хочется купить простой Волжанки за 17 рублей и продукцию Ульяновского хлебозавода №2)
работяга
узнал сегодня от коллег. Казанцы все делают взвешенно. Наше же усатое руководство только в плане повышения рождаемости преуспел. В остальном так и хочется сказать не пора ли пора. Перспектива города такая. предприятия пище торга местного сдохнут. Рабочих на улицу воровать или за пособиями на биржу. На эти деньги в магнит или в ашан.
Аноним
В плане повышения рождаемости не преуспел нисколько.
Прироста населения как не было, так и нет.
Властям нужно посетить гинекологические отделения наших больниц и поликлиник!!! Ну когда же они соберутся и сходят туда?
zzz
Короче, ребята, давайте жить дружно. Кому где нравиться, туда и идет. Чем больше игроков на рынке -тем ниже цены и выше качество. Слабые уходят, сильные остаются. Тема закрыта.
Царь Горы
Идите вы.. …со своими рыночными отношениями, экономисты фиговы.
Продовольствие – это стратегическая отрасль. Хотите бунта?
Покупателя не интересуют такие проблемы фед. сетей. Главное что бы по есть было всегда в шаговой доступности.
Ещё маршрутки по 16 ть рублей. А в конституции на писано что мы социальное государство. Где оно это социальное государство???
ХА
А чем вам стабильность не нравится? Наш паровоз стабильно движется. Вектор задан. Еще немного и ппц.
Вася Помидор
Кто что про рынок говорил? Лоббируются интересы определенных личностей! Вот и весь рынок в России! ВАЗ не закрывают это страртегия, а губить местных мелких производителей и дистрибьюторов, сокращать рабочие места – это что?
Митингующий
ВАЗ не закрывают – это миллионы рабочих мест. Хотя выглядит очень странно, почему с такими огромными прибылями ВАЗ никак не может сделать машины которые конкурировали бы с небюджетными иномарками.
Уводят бабло зарубеж наверно.
Владимир
Этот процесс лишний раз говорит о том что у власти одна цель, у бизнеса вторая, у потребителя третья. потребителю нужны качественные продукты питания в магазинах шаговой доступности. Бизнесу надо получить прибыль – купить подешевле долгоиграющих продуктов и продать с максимальной прибылью. Власти (конкретно нашей, ульяновской) надо поиметь с бизнеса. Как видите интересы не совпадают и даже вскользь не касаются.
Такое изменение конкретный посыл – по мнению бизнеса в нашем городе живет быдло. Пятерка – никогда там не бываю. В магазинах вонь. Все на каких-то стелажах. С ассортиментом надо быть предельно осторожным! Тоже самое Товарищ. Теперь пятерка плюс, т.е. тоже самое в квадрате. Магнит тоже не айс. Есть нормальные магазины, но большинство тажа пятерка. Большой магнит далеко не ушел. Фрукты овощи навалом в центре зала – копайтесь! В угол где “рыба которая ниразунебылазаморожена” лучше не ходить – задохнетесь! Жалко Симбирку. Магазин был между “магнитопятерками” и Метро. Цены выше, но все как-то выглядело по-приятней.
В этом изменении вижу и плюсы. Маленькие магазины во дворах от этого не закроятся, даже наоборот. А вот местным производителям придется задуматься, как производить, к примеру, молоко в пакетах, которое можно использовать по назначению.