В течение короткого времени Ульяновский драмтеатр остался и без воспитавшего нынешнюю труппу президента Юрия Копылова, который умер 31 марта, и без художественного руководителя Линаса Зайкаускаса, контракт с которым решено не продлевать.
Директор театра Наталья Никонорова признается, что сделала большую ошибку, когда подписала приказ о назначении Зайкаускаса худруком до того, как состоялся его дебют: «Мы увидели, что его спектакль по Чехову – это и совсем не Чехов, и такое ерническое отношение к классике, которому никогда не было места в нашем городе». На вопрос о том, каким она видит режиссера, достойного сцены нашего, одного из старейших в России, театра, Никонорова ответила, что хотела бы найти человека, способного совмещать интересную режиссуру с уважительным отношением к классике и труппе.
– Когда к нам пришел Юрий Семенович Копылов и начал с Шекспира, Гауптмана и Сартра, его не сразу приняли с восторгом. Но он был сто раз прав с его строгим отношением к выбору авторов пьес. Время показало, что заниматься постановкой высокой драматургии надо. Сейчас я стараюсь быть на всех репетициях «Двенадцатой ночи», работу над которой по распоряжению Юрия Семеновича продолжает его сын Максим, наслаждаюсь текстом, энтузиазмом ребят. Мне хочется, чтобы театр шел дорогой, которую проложил Юрий Семенович, за 25 лет мы с его концепцией театра сжились.
Как известно, уже полюбившийся ульяновской публике актер Максим Копылов учится режиссуре, и «СК» не мог не спросить, есть ли у директора театра планы относительно него.
– Скажу честно, я серьезно покровительствую ему, – ответила Никонорова. – Но говорить об этом пока еще рано. Спектакль «Двенадцатая ночь» – не вполне его работа. Мы ждем, каким будет спектакль, который он сам решил ставить на малой сцене, по тематике близкий «Терроризму» спектаклю Юрия Семеновича. Мы будем ему помогать и вместе со зрителем смотреть, что получится. Меня не смущает возраст Максима. У нас уже был молодой режиссер ЮрийГалин, который приехал сюда в 32 года, а уехал в 40. И это было очень интересное время, когда были поставлены «Васса Железнова», «Мамаша Кураж». У Галина были две замечательные особенности. Он любил актеров и ставил спектакли на лидеров труппы – Лию Радину, Кларину Шадько, Алексея Дурова, Зою Самсонову, Бориса Александрова, Валерия Шеймана. Он очень любил приглашать для постановок своих талантливых коллег, а это не каждому худруку дано. И тогда шла радостная, творческая работа, ставились разные, но востребованные публикой спектакли. Я люблю работать с молодежью, мне нравятся их энергетика и энтузиазм, и те новые вещи, которым нас не учили, но которые известны им. И если у Максима в будущем хватит таланта, мужества и мудрости, я готова ему помогать.
До конца сезона решение о назначении нового худрука приниматься не будет. И в этот раз режиссерам, претендующим на место руководителя нашего театра, предстоит, прежде всего, продемонстрировать свои профессиональные качества и лишь потом рассчитывать на трудоустройство.
– Ведь что такое художественный руководитель? Это человек, который должен заниматься педагогикой, стратегией, воспитанием труппы и при этом ставить спектакли. Совместить всю эту работу сложно. И теперь моя позиция – проверять каждого претендента.
Анна Школьная