От играющих в «Платочек» невозможно оторвать взгляд. – Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! – здороваются входящие в зал люди. Входящих вместе с молодцами и девицами встречает запах хлеба. Пахнет ржаным караваем, хотя на самом деле это пирожки, стоящие на столе в другом конце зала. Хочется отведать, но прежде надо пройти мимо шепчущихся девушек в народных костюмах, наигрывающего негромко мелодию балалаечника и показывающих движения то ли пляса, то ли народной борьбы парней. На середине пути к балалаечнику присоединяется еще один музыкант, мелодия становится громче, а молодцы и девицы встают хороводом, увлекая в круг всех находящихся в зале. Пирожков придется подождать – как и положено в народных сказках, пир горой будет в конце. Пока же присказка заканчивается, и наступает самое интересное – сказ о том, как возрождаются симбирские народные традиции при поддержке современных технологий. – Узнали в интернете, – это самый частый ответ на вопрос о том, как ульяновцы попадают в сказку под названием «вечерка». «Вечерка (в Симбирской губернии – келья, так называлась раньше изба, где проходили вечерки) – старинная русская форма досуга и общения молодежи. Основные формы общения в кельях – игра, игровые песни, хороводы, пляска, которые чередуются с играми и увеселениями», – объясняется в ульяновской группе в социальной сети «ВКонтакте», посвященной этой возрождающейся народной традиции. Вечерки в Ульяновске проходят уже пару лет, собирая от нескольких десятков до сотни участников. Крайняя, посвященная окончанию пасхальной недели и празднику Красной горки, состоялась 22 апреля в предоставленном организаторам малом зале ДК «Губернаторский». Приняв приглашение на нее, я и оказалась то ли в сказке, то ли в детстве. – Что-то вспоминается из детства – жмурки, вышибалы, кошки-мышки. Эти игры имеют народные корни. Но даже если кто-то еще помнит, как играл в них в детстве, то правила многие уже забыли, и приходится сначала объяснять. Ведь, если я скажу, что играем в кошки-мышки, процентов 30 участников не поймут, что делать, – Владимир Басенков отвечает за игровую программу вечерок и, значит, погружение их участников в детство. Однако, признает он, одних воспоминаний недостаточно. Забываются даже игры, в которые играли мальчишками, и приходится изучать специальную литературу, а потом доходчиво объяснять правила. В этот раз участникам предлагают вспомнить три забавы: совсем вроде бы детскую игру «Бабушка, распутай нас», подвижные кошки-мышки и «Платочек» – плясовую задорную игру юношей и девушек. В ней за выхваченный в танце у девушки платок парень получает поцелуй. Впрочем, победа – не главное. Участники схватки за платочек так задорно танцуют, что оторвать взгляд от них невозможно, и ноги вслед за ними сами пускаются в пляс. Дело не только в том, как выглядит происходящее, но и в том, как оно озвучивается. В стороне, поглядывая на круг играющих, балалаечники продолжают выводить мелодию – не слишком назойливую, но буквально не дающую стоять на месте. Они не прерываются с самого начала вечерки, поэтому поговорить с заведующим музыкальной частью встречи Александром Михайловым удается ближе к ее окончанию. Он, оказывается, имеет высшее музыкальное образование – закончил Саратовскую консерваторию – и играет на балалайке и гармони. Руководит детским ансамблем в музыкальной школе и взрослым в ДК. О вечерках узнал, как и все современные люди, в интернете года полтора назад и теперь приходит регулярно. Представить вечерку без Александра уже невозможно. После того, как гости запыхались, играя в «Платочек», и барышни пошли рукодельничать вместе на мастер-классе от Школы традиционной народной культуры по изготовлению свадебной куклы-неразлучницы, он уводит парней разучивать русскую пляску. А потом просит участников отвлечься: коллектив народной традиционной песни «Отрада» под руководством Александра исполняет песни, собранные в наших краях. Раньше любое действие сопровождалось пением, объясняет Александр, и песни были самые разные – и радостные, и грустные, певшиеся в любых ситуациях. В подтверждение «Отрада» исполняет сначала грустное и протяжное, потом переливчато-речное – «волжье», а затем переходит на частушки и свадебные запевы. Передышка и погружение в историю края с помощью песни закончены, пора снова переходить к активному отдыху. Александр Михайлов теперь учит гостей народным пляскам. Хоровод – казалось бы, чего сложного может быть в хождении по кругу, держась за руки. Но когда он кружит уже полчаса и под не останавливающийся плясовой гармошечный наигрыш заходится сложнейшими кольцами и поворотами, то оказывается не легче занятий спортом. Выдержавшие эту забаву наконец получают право добраться до стола и тех самых пахнущих пирожков. Если верить часам, которыми наши предки вряд ли часто пользовались, за время вечерки минутная стрелка трижды обежала циферблат. Но, может, она просто ускорилась под плясовую, исполненную на балалайке и гармони, ведь организм воспринимает пролетевшее время максимум на час. – Как для первого раза? – спрашиваю девушку Юлю, перед началом вечерки рассказавшую, что она пришла сюда впервые. Узнала о встрече, конечно, из интернета. – Отлично! – ответ однозначный. – У нас не выступают диджеи, мы не привозим звезд стриптиза, – шутит, а потом задумывается Владимир Басенков. – Однако все, кто в первый раз приходит, хотя и стесняются немного сперва – непривычно так время проводить, но втягиваются и в итоге уходят довольные. Я думаю, так происходит потому, что это еще есть в крови у нас, и именно здесь, на вечерке, можно ощутить силу своего народа, неразрывную с ним связь. Ведь именно через песню, пляс – через традицию передается эта сила. Ульяновцев, которые тоже хотят попробовать вернуться в народную традицию, ждут на следующей вечерке. Узнать о времени и месте ее проведения можно с помощью, конечно, современных технологий в группе «ВКонтакте» под названием «Кельи. Симбирская традиция» по адресу: http://vkontakte.ru/club11800131. Лидия Пехтерева |
|
|
Илья
Фото с вечерки:
http://mosaica.ru/photos/11