22 апреля исполнилось 142 года со дня рождения Владимира Ульянова-Ленина – пожалуй, самого знаменитого из наших земляков. До сих пор к его роли в судьбе страны и мировой истории нет однозначного отношения – из-за того ли, что времени, с тех пор прошло по историческим меркам не так много, или из-за множества мифов, созданных вокруг этой личности… В любом случае, масштаб фигуры Ленина недооценивать нельзя. С тем, что Владимир Ленин изменил и определил дальнейший ход истории XX века, вряд ли поспоришь.
Однако вопрос, стоит ли сохранять для потомков ленинское наследие, по-прежнему остаётся дискуссионным. Например, в последнее время снова всплыл вопрос о дальнейшей судьбе Ленинского Мемориала – самого большого музея в мире, посвященного В.И.Ленину. В частности, в нём предлагается создать музей СССР, потому как сам Ленин якобы утратил свою актуальность.
Эдуард Шабалин, директор Мемориального центра, депутат Законодательного Собрания Ульяновской области, поделился с «Молодёжной газетой» своим мнением на сей счёт.
– Несколько лет назад мы начали искать концепцию развития Ленинского Мемориала, которая смогла бы разнообразить и дополнить ленинскую тематику, придать ей новый, современный окрас, уже без идеологии и обожествляющего культа Ленина, – вспоминает Эдуард Шабалин. – Тогда и возникла идея создания на базе Мемцентра музея СССР, который бы отражал, в том числе, и историю России XX – начала XXI веков, показывал, что это была за страна, чем она жила, какие испытания перенесла. Музей планировалось создать на существующих площадях Мемориала в виде дополнительной экспозиции без разрушения уже существующей.
Разговоры вокруг этой инициативы то усиливались, то снова затухали. В этом году к обсуждению концепции вернулись, но в противовес уже существующей идее появилась ещё одна: собрать в музее СССР экспонаты советской эпохи вплоть до предметов быта и обихода (бытовой техники, одежды и прочего «ширпотреба» отечественного производства). Одним словом, сделать некую бытовую выставку о жизни советских времён, полностью отказавшись от имени Ильича «в титрах».
Эдуард Шабалин убеждён, что сейчас гораздо важнее не разрушать то, что имеем (а имеем мы один из трёх крупнейших Ленинских музеев в России, помимо него «выжили» всего два музея -в подмосковных Горках и в сибирском селе Шушенское), а распорядиться доставшимся наследием так, чтобы сделать экспозицию ещё более привлекательной для посетителей.
В 1990-е годы советское прошлое и неразрывно связанное с ним имя Ленина всячески критиковали, и это понятно – благодаря существующему многие годы культу личности вождя мирового пролетариата россияне, грубо говоря, «объелись» подобной информации. Но по законам истории со временем наше общество, как и любое другое, становится терпимее к своему прошлому и уже не так категорично настроено по отношению к личности Ленина и его деятельности – Мы начинаем воспринимать Ленина уже без идеологического налёта – просто как первого руководителя нашего государства. По крайней мере, так считают сегодняшние школьники, называя Ленина «президентом России в начале 20 века». Да и огромные очереди в Мавзолей вождя на Красной площади в Москве говорят о возрождающемся интересе к личности Ленина красноречивее всяких мнений. Так почему бы не придать этой теме и этой по-настоящему исторической фигуре, к тому же нашего земляка, новое, современное и интересное звучание? – приводит аргументы депутат.
Вся мировая история, как ни крути, персонифицирована, завязана вокруг конкретных личностей, которые эту историю вершили. И это ещё один довод в пользу того, что Ульяновску нельзя отказываться от имени Ленина. Понятно, что былых потоков в 15-17 тысяч туристов в день Ленинский Мемориал уже не вернёт – времена не те. И всё же интерес к персоне Ленина у туристов не пропал. И всё же поток посетителей не иссякает. В «высокий сезон» Мемориал посещают порядка 600 человек в день – преимущественно туристы из так называемых развитых стран. Поглядывает Мемцентр и на восток. – В настоящее время наша делегация подписывает во Вьетнаме в музее Хо Ши Мина соглашение о культурном и интеллектуальном обмене, – отметил Эдуард Шабалин.
Хотя надеяться на массовое паломничество гостей из Вьетнама и Китая, где интерес к Ленину традиционно очень высок, тоже вряд ли приходится – слишком дорого обходится дорога.
Сегодня в нашей области стараются раскручивать уже другие имена – писателя Ивана Гончарова, историка Николая Карамзина, художника Аркадия Пластова-Спору нет, и их надо знать, помнить и пропагандировать.
– Однако все эти персоны, скорее, краеведческого, а не мирового уровня, и иностранные туристы (а их в летний сезон в Ленинском Мемориале едва ли не больше россиян) их не знают, – считает Эдуард Шабалин.
– Мы должны пропагандировать эти имена в своём регионе, но если мы говорим о развитии Ульяновска как международного туристического центра, имя Ленина категорически недопустимо сбрасывать со счетов. Государство вкладывало деньги в бренд Ленина 45 лет – он уже раскручен настолько, что его знает каждый. Поэтому нам надо активно сохранять этот бренд, при этом делая акцент не на политику, а на личность Ленина – показывая его таким, каким он был при жизни.
При этом Эдуард Шабалин не отрицает идею создания музея СССР как таковую.
– Для бытовой выставки в Ленинском Мемориале место всегда найдётся. К тому же для неё у нас имеется богатейший материал – около 150 ООО экземпляров. Но при этом следует помнить, что подобные музеи собираются создавать в Казани, в Самаре и многих других городах, и через пару лет они будут растиражированы по всей стране. А вот музей Ленина тиражировать невозможно: он уникален, хранит огромный многолетний научно-исследовательский труд, повторить это уже- не получится. Поэтому мы должны привносить в экспозицию что-то новое, не отказываясь от своей уникальности, – уверен Шабалин.
В заключение пресс-конференции Эдуард Шабалин развеял ещё один миф, уже экономический – о том, что для ремонта Мемориала требуется не менее 1,5 миллиардов рублей:
– Мнение о плохом состоянии Мемцентра весьма преувеличено, он, конечно, не в идеальном, но в целом в хорошем состоянии. Чтобы привести в порядок коммуникации, переоснастить здание и навести внешний лоск, надо в десять раз меньше – 100-120 млн рублей. Даже если выделять на эти цели по 10 млн рублей в год, через пять лет Ленинский Мемориал будет приведён в полное соответствие с мировыми стандартами.