Органы власти пока не знают, что делать со стихийным кладбищем домашних животных в Заволжье.
«В департаменте ветеринарии указанный объект не зарегистрирован. В связи с чем не представляется возможным применить меру по запрету эксплуатации объекта», – такой ответ пришел в редакцию из областного департамента ветеринарии на запрос о том, готовы ли чиновники принять какие-либо меры по ликвидации стихийного захоронения животных в Заволжье.

Кладбище домашних животных существует на границе нового города и Чердаклинского района уже несколько лет. В лесочке ульяновцы не просто закапывают умерших котов и собак, но и устраивают для них настоящие могилы – с венками и даже гранитными плитами. Вряд ли о существовании кладбища все это время ответственные органы не знали. Скорее, предпочитали в ситуацию не вмешиваться.

Между тем подобные захоронения могут быть крайне опасными. Одно погибшее от инфекции животное, похороненное в земле, грозит вспышкой заболеваемости. «С середины прошлого века погребение животных в землю запрещено. Это противозаконно. Нужно понимать, что оно может повлечь серьезные негативные последствия, – подтвердил декан факультета ветеринарной медицины УГСХА Сергей Золотухин. – Возбудители инфекционных заболеваний, которые могли стать причиной гибели животного, способны столетиями сохраняться в почве. Это споры сибирской язвы, другие инфекции, в том числе и не спорообразующие. И нет никаких гарантий, что импровизированные захоронения не разроют другие животные, что зараженный материал не растащат грызуны. Вымываясь, возбудители заболеваний могут попасть в грунтовые воды».

Поэтому умерших животных необходимо отправлять к ветеринару. Специалист определит, нужно ли труп утилизировать в специальной яме Беккари или, если он может быть более опасен, сжигать в специальной печи. На это же указал нам и департамент ветеринарии, сославшись на Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. За нарушение установленного порядка утилизации трупов животных грозит наказание. Но то – в теории. А в практике после того, как вопрос о дальнейшей судьбе кладбища животных у нового города был поставлен публично, департамент ветеринарии сообщил, что ничего с ним сделать не может. Более конструктивно после нескольких обращений из редакции отреагировало министерство природных ресурсов и экологии региона. По информации сотрудника отдела охраны и пожарного надзора в лесах министерства Людмилы Ковалевой, сейчас определяется правовое положение участка, на котором было организовано кладбище. Предстоит выяснить, относится ли он к лесному фонду или нет, а также зафиксировать конкретные границы кладбища. Также министерство направило обращение в Роспотребнадзор, чтобы решить вопрос о ликвидации захоронений. Пока же рядом с ними должны быть установлены предупреждающие знаки об опасности и противозаконности подобных объектов.

Конечно, закрытием одного стихийного кладбища проблему не решить.

Наверняка большинство владельцев домашних животных предпочитают закапывать своих любимцев после их гибели если не в лесу, то на дачном участке. Каждый раз тем самым создавая серьезную угрозу для окружающей среды. Остановить этот процесс можно лишь после введения обязательной регистрации домашних животных. Тогда можно будет найти конкретного владельца погибшего домашнего любимца и наказать его за нарушение санитарных правил. Но пока российское законодательство этот вопрос не решает, владельцам животных стоит проявить сознательность. Нежная любовь к умершему четвероногому другу вряд ли может быть важнее безопасности еще живущих – и животных, и людей.

Лидия Пехтерева