О том, что ульяновские художники, кузнецы и музыканты побывали на Международном фестивале «Примавера. Весна и искусство», информагентство «Медиа73» уже писало.
Фестиваль проходил в итальянском городке Сан-Марчеллино (провинция Касерта). На этот раз нам о своих впечатлениях рассказал президент Союза кузнецов России, директор кузнечного двора «Корч» Александр Романов.
– Самые яркие впечатления остались от самой Италии, – говорит Александр Романов. – Там находится сердце всех искусств, поэтому мое отношение, как художника, к этой стране трепетное. Мы посетили Колизей в Риме, походили по Неаполю и посмотрели великолепные музеи. Очень понравились прогулки по городу и экскурсии по музеям.
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, презентовав эту поездку большому творческому коллективу: художникам, музыкантам и кузнецам, сделал правильный ход, потому что в этой поездке мы смогли поделиться своим мнением с коллегами. И это очень приятно, потому что мы очень давно вместе нигде не путешествовали. Если в советское время ездили на художественные творческие дачи, которые были на Кавказе, в Сочи, сейчас такие поездки – большая редкость. Жаль, что было мало времени, хотелось бы там побыть подольше: порисовать, посмотреть мировые ценности.
– Саша, ты художник по профессии и, конечно, неоднократно видел репродукции великих художников. А в музеях Неаполя тебе удалось взглянуть на подлинники. Впечатления от подлинников иное, нежели от репродукций?
– Не то, что впечатление иное, состояние – другое. Когда мы попали в Рим, храм святого Петра меня настолько поразил, что я просто оттуда не мог выйти. Это такое величие! Как все это было придумано и выполнено! И по композиции и по цвету и по материалу! Я ходил, и мне времени не хватило впитать все то, что видел: конечно, мы что-то фотографировали, но это даже не подобие, а как будто разные вещи. Когда стоишь – такое величие, такое пространство! И ты понимаешь, что создано это такими же людьми, как и мы, только они жили тремя столетиями раньше нас. И, конечно, это впечатляет. Очень сильно. Меня храм Петра захватил намного больше, чем Колизей. Может быть, потому что в Колизее – другая энергетика. Все-таки он был создан не для очень веселых вещей.
– А как прошла выставка ульяновских художников в Сан-Марчеллино?
– Удалась. Все было продумано заранее. Выставкой занималась художница Настя Юдинских из Димитровграда, и она нашла интересный ход: сделала занавес с русским орнамент, под которым располагались картины. Весь пол застелили свежим сеном, и от него шел такой влажный запах… И чувствовался русский дух!
– Ульяновские кузнецы сделали своеобразный подарок городу Сан-Марчеллино – железную птицу. Как ее восприняли итальянцы?
– С птицей получилось интересно. Собрали ее там, но делали здесь, в Ульяновске. Композиция получилась эффектной. В Италии такую живую фактуру видели немногие. И ее очень хорошо восприняли. Мы разговаривали с мэром Сан-Марчеллино, он обещал приехать к нам в конце лета. Видимо, мэр таких работ видел немного, и они его захватили. Мэр оказался коммуникабельным, умным и грамотным человеком.
Хотя в Италии развито кузнечное искусство и работают с современным материалом, в Сан-Марчеллино такой формы и архитектуры не наблюдалось. Ну, может быть, в этом местечке не так развито кузнечное искусство. Хотя я заметил, новых изделий, которые бы выделялись так, как они выделяются в наших российских городах: Москве и Питере, в Неаполе – немного. Творческому человеку в России раскрыться в металле можно очень ярко.
– Вашей ульяновской артели удалось пообщаться с итальянскими кузнецами?
– С одними ребятами встретились в мастерской, и они нам помогли в организации работы. Очень хорошо помогли! И полицейский участок тоже помог.
– В каком смысле?
– Мы ковали на территории полицейского участка. Там работают хорошие ребята. Мы работали, а они в магазин сбегали и угостили нас едой.
И если итальянцы приедут с делегацией в Ульяновск, то дверь для них всегда открыта. И теперь уже на нашей площадке можно было бы что-то придумать.
– Какие страны и города интересны для художника по металлу?
– Европа. Очень интересно побывать на Востоке. Культура Индии, Китая – древняя и таинственная. Притягивает и Япония, потому что там металл тоже в почете. Я не имею в виду оружие и мечи, а только художественную ковку. Там своеобразная стилистика и свой подход к металлу. Хотелось бы повторить такой круиз. Мы иногда сами выезжаем, хотя нечасто. Уже традиционно сложилось, что мы ездим в Донецк на фестиваль, если не все, то хотя бы один, два человека. Вот, в Чехию недавно ездили: там пласт культуры огромный и металл очень развит. Может быть, получится посмотреть и Францию. Хочется побывать в Германии, Австрии, Испании, Бельгии, а также в северных странах. Желаний много, только все зависит от определенных обстоятельств: работы, денег и времени.
ЛАРИСА ЯРДАЕВА