Российские чиновники, да уже и простые смертные, следуя новомодным трендам, все чаще в своем лексиконе употребляют такие термины и словосочетания иностранного происхождения, как «инновация», «модернизация», «коммерциализация интеллектуальной собственности» и прочее. Относительно недавнее обогащение словарного запаса произошло под влиянием первых лиц нашего государства, что вполне понятно и объяснимо ­­- в стране уже давно созрели объективные предпосылки для смены технологического уклада в национальной экономике, и ее перевода на инновационный путь развития. В это направление государство «вбрасывает» огромные деньги, рассчитывая в недалекой перспективе получить результат. Даже сегодняшний дошкольник понимает, что без инноваций движение вперед невозможно.

Генераторами этих самых инноваций являются ученые, инженеры, или, как их по-современному называют, инноваторы.  Но, то ли под влиянием доставшихся в наследие советских привычек, то ли в силу тяжелых и пресловутых девяностых годов прошлого столетия, с прискорбием можно отметить, что для некоторых ученых-инноваторов первостепенными становятся не вопросы синтеза новых научных знаний или изобретений, а более приземленные вещи, из разряда того, как направить федеральный денежный поток в свой личный кошелёк? Одними из наиболее креативных в этом смысле являются ульяновцы, земляки легендарного вождя социализма. Поговорим об их опыте.

Выходцы Ульяновского технического университета, а ныне его сотрудники, нашли весьма интересный способ «оприходования» получаемых из федерального бюджета денежных средств. Как известно, по существующему законодательству процедура освоения бюджетных средств осуществляется посредством системы государственных закупок в соответствии с 94-Федеральным законом. Как это происходит в ульяновском политехе, рассмотрим на примерах.  Скажем, университет объявляет тендер на выполнение каких-либо работ или услуг в рамках программы развития инновационной инфраструктуры. Его спецификация готовится сотрудниками вуза. В тендере участвует несколько компаний, в том числе и серьезных московских, имеющих соответствующий опыт и компетенции, но побеждает всякий раз только та, руководит которой сотрудник вуза, близкий к ректорату и лично к проректору по научной работе госпоже Ярушкиной Н.Г. Между фирмой-победителем и вузом заключается государственный контракт, а через три-четыре дня оформляется акт выполненных работ. Только в 2010 году было зафиксировано девять таких случаев на общую сумму около 4 млн. руб. Изучив собранный материал, мы установили, что компаниями-победителями работа по исполнению заключенных контрактов не выполнялась. Так, к примеру, в 2010 году вузом был проведен фиктивный госзаказ на выполнение научной работы, которая по факту была готова до объявления тендера и оплачена ранее из других источников. Деньги, полученные от технического университета по данному госконтракту «ушли» в карманы определенной группы лиц, никакой работы на них не проводилось. Таким же фиктивным способом проводились все остальные тендеры.

По результатам проведенных нами общественных расследований, мы направили официальные заявления в Министерство внутренних дел РФ, в Генеральную Прокуратуру РФ и в Следственный Комитет РФ, в которых подробно описали сложившуюся ситуацию.  По нашим оценкам и, по мнению наших юристов, в описанных действиях имеются все признаки состава преступлений, квалифицируемых статьей 159 (Мошенничество) и статьей 285 (Злоупотребление должностными полномочиями) Уголовного Кодекса РФ. В настоящее время правоохранительные органы Ульяновской области проводят предусмотренные законом доследственные действия, и мы намерены добиваться привлечения виновных лиц к уголовной ответственности по каждому совершенному эпизоду.

Идем далее. Университет регулярно участвует в различных научно-технических мероприятиях для презентации накопленного научного и инновационного потенциала. Опять же на оказание услуг по участию университета в этих мероприятиях проводятся соответствующие тендеры, и каждый раз побеждают в них только фирмы, аффилированные с ректоратом вуза. В 2009-2010 гг. вузом было проведено два таких тендера, в каждом из них победила одна и та же фирма, собственником которой является штатный сотрудник университета. По данным фактам мы направили официальные обращения в Ульяновское управление Федеральной антимонопольной службы России, которое возбудило два дела о нарушении антимонопольного законодательства по статье 11 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Данная статья запрещает согласованные действия между государственным заказчиком и поставщиком (участником тендера), ограничивающие конкуренцию. В настоящее время рассмотрение возбужденных дел продолжается, в связи с тем, что ответчик по делу не предоставляет информацию по запросам антимонопольного органа.

Следующий момент. В соответствии с утвержденной программой развития, ульяновский технический университет регулярно осуществляет повышение квалификации научно-педагогических кадров в зарубежных научных центрах. На данные цели выделяется бюджетное финансирование, распределяемое через механизм тендеров. Однако, подрядчиками вуза на оказание услуг по стажировке также становятся аффилированные компании. В 2011 году по факту нашего обращения, Ульяновское управление Федеральной антимонопольной службы России возбудило дело и признало технический университет нарушившим статью 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в создании преимущественных условий компании-победителю по участию в тендере на оказание услуг по стажировке сотрудников вуза в США. Своим решением антимонопольный орган передал собранный по делу материал в региональное управление Следственного Комитета РФ для дальнейшего разбирательства. Проверки продолжаются.

На данный момент правоохранительные структуры Ульяновской области уже имеют основные факты противоправных действий, совершенных в стенах ульяновского технического университета, остается вопрос их обобщения и сведения в одно или несколько уголовных дел. Мы рассчитываем на объективность доследственных действий и надеемся, что сотрудничество с правоохранительными органами Ульяновской области не закончится, как в старом анекдоте:  »Русский работник, пока его не пнёшь работать не будет».