Села в нашей бескрайней стране бывают разные. Где-то от былой процветающей станицы остались лишь жалкие остовы ферм да брошенные поля. Где-то можно увидеть жалкие вывески названий передовых колхозов да разбитые дороги. А где-то и этого нет.
Но не все так плохо. Например, в нашей области сельскохозяйственное предприятие ООО «Чеботаевка», расположенное в Сурском районе, является ярким примером того, как при умелом и заботливом руководстве можно держаться на плаву, не забывая при этом выполнять социальные обязательства перед работниками.
Руководит хозяйством опытный директор, депутат Законодательного Собрания Ульяновской области нескольких созывов, Николай Лаврушин. В 2007 году Указом Президента РФ он награжден Орденом Почета за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу. Его Чеботаевку не спутаешь ни с одним другим селом Сурского района. Долго едешь по старым разбитым дорогам и вдруг открывается красота вспаханных полей, на которых слаженно работают трактора. Словно в другой регион попал.
Но, увы, даже в таком процветающем хозяйстве есть свои проблемы. Однако Николая Ивановича волнуют не только заботы Чеботаевки, ставшей за много лет его руководства для него родной, но и проблема выживания села как такового.
– Если говорить откровенно, то, по сути, село сейчас находится на грани выживания, – делится своей болью Николай Лаврушин. – Ведь что такое работа на селе? Это прежде всего адский труд. Например, механизаторы у меня трудятся с шести утра и до десяти вечера, это норма. Однако, несмотря на такую работу, они много не просят, лишь бы зарплату вовремя платили. Слава Богу, народ у нас терпеливый да работящий. Вот только не согласен я с теми, кто называет сельское хозяйство «бизнесом». Оно у нас таковым никогда не было!
Село — это не только мясо, молоко и рекордные показатели надоев КРС. Я согласен, можно построить ферму с самыми новыми технологиями, где все сделают три человека. Только куда мы людей денем? Ведь село — это прежде всего уклад жизни и социальная инфраструктура. Возьмем хозяйство, которым я руковожу. Работает в ООО «Чеботаевка» 230 человек. Но ведь у всех есть жены, дети. Механизатор, например, у меня получает 15 ООО рублей, жена у него на почте работает или магазине, дети ходят в школу или детский сад. А возьмите какое-нибудь из хозяйств региона, куда пришел крупный инвестор. Землю посеяли, урожай собрали, потом сдали, деньги получили — все! Приняли на работу три человека. Ну и кому от этого легче? А с селом-то что делать? Я могу сейчас распустить людей, построить ультрасовременное производство, резко сократив количество работников. Только куда я людей дену, жителей Чеботаевки?
Для большей наглядности приведу цифры. Все мы помним засушливую жару 2010 года, от последствий которой многие хозяйства не оправились до сих пор, в том числе и мы. Естественно, вынуждены были брать кредиты, одновременно обновляли парк сельскохозяйственной техники. А незадолго до засухи купили два комбайна — немецкий свекловичный и картофельный. Но в сельском хозяйстве очень многое зависит от погодных и климатических условий.
2011 год тоже особо не выручил, а кредиты-то необходимо платить каждый месяц! Хорошо, что выручил руководитель ООО «Колос» в Тетюшском районе Татарстана Рамис Сафиуллов. Он внес за наше предприятие залог в банк в размере восьми миллионов рублей. Благодаря этому, мы Смогли взять очередной кредит. А каково другим хозяйствам?
Ведь каждый год только одного дизельного топлива нам необходимо на двадцать миллионов рублей, и это при льготной цене 16 рублей за литр. Минеральные удобрения — это еще двадцать миллионов. Технику обслуживать надо? Затраты на запчасти — восемь миллионов рублей. Зарплата — еще двадцать два миллиона. А ведь есть еще и социальные обязательства перед людьми, которые тоже надо выполнять! Ведь люди не приедут работать на голое место. Им надо платить зарплату, их детям ходить в детский сад или в школу, женам — где-то работать…
– Николай Иванович, вы депутат нескольких созывов Законодательного Собрания. У вас высокий авторитет, прекрасные связи на уровне областного руководства. Вы предпринимаете какие-то шаги по исправлению ситуации в сельском хозяйстве на уровне правительства?
Николай Иванович молча показывает мне обращение на двух листах к губернатору Ульяновской области от депутатов Законодательного Собрания. В нем Сергея Ивановича просят учесть успешный опыт соседних регионов и увеличить финансирование сельхозпроизводителей Ульяновской области.
– Вообще, стоит сказать огромное спасибо нашему губернатору за поддержку сельхозпроизводителей, – отмечает Николай Лаврушин. – Но сейчас настало время не только инвестиций в сельское хозяйство, но и комплексных решений в области сохранения социальной инфраструктуры села. К счастью, Сергей Иванович понимает значение этого вопроса. Надеюсь, что уже в этом году финансирование сельского хозяйства, по примеру других регионов, будет увеличено в разы.
– Сегодня на развитие сельского хозяйства выделяются миллиарды рублей. Однако развитие агропромышленного комплекса в стране и в регионе, в частности, пока буксует. По вашему мнению, что на сегодняшний день является главным тормозом в развитии сельского хозяйства, станового хребта российской экономики?
– Главный тормоз — это ценовая политика российского государства, вернее, отсутствие таковой. Приведу простой пример. При средней цене 19-20 рублей за буханку хлеба его непосредственный производитель получает всего 5 рублей 50 копеек. Все остальное — накрутки многочисленных перекупщиков, закупщиков, посредников. Сколько в магазине стоит литр молока? От 30 до 40 рублей. Опять же, производитель сдает это молоко максимум по 10 с половиной рублей (3 с половиной рубля из этой цены — субсидии областного правительства в рамках ОЦП. Не будь их, цена сдаваемого молока для крестьянина, была бы еще ниже). Но ведь корову надо кормить, обеспечить ей корма, уход. Получается, что перекупать сейчас выгоднее, чем производить!
Такая же ситуация в растениеводе-тве. Цена за тонну зерна колеблется от трех до пяти тысяч рублей, и уже много лет ситуация не меняется. В то же время, цены на топливо, на электроэнергию, на воду, на газ, на свет выросли в разы. Тем не менее, мы не отчаиваемся: поля засеваем в срок, зарплату не задерживаем, социальные обязательства выполняем, кредиты, пусть со скрипом, с трудом, но отдаем. И, конечно, надеемся, что этот год сложится для нас лучше, чем предыдущие. В целом ситуация, конечно, мрачная, но не безнадежная. Главное, что есть вера и понимание того, что надо просто работать…
Сергей КАЗАКОВ