Если смотреть летом с любого из трех мостов, пересекающих Свиягу в черте города, то можно вроде бы и увидеть в ней воду. Однако выше и ниже Ульяновска видно, что река пересохла, дно ее забилось нанесенными из верховьев песком и илом. Порой расстояние между берегами Свияги достигает 1-2 метров. Вода из реки ушла. На обнажающемся дне валяются горы самого разнообразного мусора, вплоть до автомобилей и железобетонных столбов. Река умирает на наших глазах. Все это в полной мере относится и к впадающей в Свиягу реке Сельдь.

Умирающие реки
Впервые власти озаботились судьбой умирающих рек в 2006 году. Тогда было решено провести частичную очистку русла реки Сельдь. Но спасатели реки не оформили надлежащим образом документы. Не было даже проектной документации. В итоге исполнители работ, действуя «на глазок», залезли на частные земельные участки жителей деревень, стоящих на берегу реки. Местные жители вынуждены были тогда «взяться за вилы». Скандал удалось замять. Но и работы прекратились.
А ведь очистка рек от лежащего на их дне мусора дело супервыгодное. Недаром еще в конце 60-х-начале 70-х годов прошлого века японцы предлагали правительству СССР за свой счет и своими силами очистить дно Волги. Но поставили условие — все, что они поднимут со дна, заберут себе. Тогда японцам отказали, поскольку одной только меди на затопленных кораблях можно собрать на сотни миллионов долларов. А мореный лес? Даже если не считать остального, этого им с избытком хватило бы на многие годы. В современных Свияги и Сельди такого «мусора» будет поменьше. Но и его хватит для того, чтобы на несколько лет обеспечить сырьем работу промышленности среднего по размерам европейского государства.

Молчание Сергея Панчина
Летом 2010 года «знамя» спасения Свияги поднял заместитель мэра Сергей Панчин. Он объявил, что будет создана межведомственная комиссия, которая должна предоставить план работы по очистке Свияги и спрямлению ее берегов в черте города в 2011-2012 гг. Столь сжатые сроки для проведения столь масштабных и столь дорогостоящих работ тогда, в 2010 году, нисколько не смущали заместителя мэра. Осенью 2010 года были организованы несколько субботников по очистке берегов Свияги в черте города, в каждом из которых участвовали до полутора тысяч человек. В день субботника собиралось до 360 тонн мусора, для вывозки которых требовалось 80 поездок «КамАЗов». В апреле этого года такие субботники по очистке берегов Волги, Свияги, Сельди продолжились. Они будут продолжаться до 6 июня.
Однако Сергей Панчин сейчас, когда, казалось бы, самое время «раскручивать» тему начала намеченных на 2012 год работ по очистке Свияги, к этой теме больше не возвращается. По крайней мере, публично. Дело в том, что, как это чаще всего случается, когда за дело берутся чиновники, их предварительные заявления очень сильно отличаются от реалий.
Один к одному повторяется история с городскими пляжами, когда в июне 2011 года Сергей Панчин объявил о начале реализации МЦП «Развитие и обустройство новых мест массового отдыха населения в прибрежных зонах Куйбышевскаого водохранилища и реки Свияги в границах г. Ульяновска в 2011-2013 гг.». По словам Панчина, мэрия Ульяновска планировала выделить на проектирование обустройства пляжей и на само обустройство 40 млн. рублей. Однако пляжи открылись в своем обычном неприглядном виде. Такой проект легко мог нарисовать любой дядя Вася, собирающий на пляже бутылки. За исключением Центрального ни один из городских пляжей до сих пор не получил официального статуса. А вот на что были потрачены 40 млн. рублей, остается загадкой.

Свияжский облом
Очистка Свияги и Сельди дело высокозатратное. Изначально было ясно, что ни городскому, ни областному бюджету такие средства выделить не по силам. Еще в 2010 году было объявлено, что для очистки Свияги правительство Ульяновской области намеренно обратилось за финансовой помощью к федералам. То есть вновь запахло серьезными деньгами. Инициированные властями субботники по очистке берегов Свияги легко вписывались в возможную схему освоения федеральных денег «по-ульяновски». По крайней мере, почищенные берега всегда можно предъявить высокой комиссии. А разглядывать дно проверяющие разве полезут?
В ноябре 2010 года к свияжскому проекту подключился сам мэр Александр Пинков. В результате встречи в Москве мэра с директором федерального агентства по водным ресурсам Мариной Селиверстовой были достигнуты договоренности о том, что в 2011 году будет очищено русло Свияги в черте города от железнодорожного моста до моста, соединяющего ул. Минаева с Засвияжьем. Для реализации задуманных планов мэрия Ульяновска до конца 2010 года обязалась помочь представителям федерального агентства составить проект и защитить его в Москве, для чего необходимо было подготовить солидный пакет документов. Тогда же было запланировано спрямить Свиягу в черте города.
Однако у чиновников здесь произошел форменный облом. Оказалось, что, согласно 26 статье Водного кодекса РФ, реки, протекающие по территории двух и более субъектов федерации, относятся к ведению федерального центра. Стало быть, очистка Свияги, и, главное, контроль за финансовыми потоками на это мероприятие – исключительная прерогатива федералов. А местным чиновникам от этих федеральных денег практически ничего не обломится? Похоже, после выяснения этих неприятных для руководителей города обстоятельств, их экологический энтузиазм заметно поубавился. По крайней мере, в 2011 году работы по очистке Свияги так и не начались.
Зато в Москве инициативу местных чиновников сразу заметили и поддержали. А что, неплохой проект для вложения федеральных средств и их последующего освоения самими федералами — и сельская глубинка, далекая от контроля Москвы, и благородная экологическая тема налицо. Есть где развернуться. Поэтому, первый десант специалистов из федерального агентства по водным ресурсам высадился в Ульяновске еще в декабре 2010 года.
На долю местных чиновников выпал лишь большой объем черновой работы по оформлению документации без всякой надежды на дополнительную компенсацию своих трудов. К тому же, город обязан, согласно проекту, выделить средства на перенос-заглубление расположенной вблизи железнодорожного моста трубы, по которой снабжается водой часть Засвияжского района, а также отсыпку вала, защищающего поселок Туть от подтопления. А это немалые деньги, которые еще нужно изыскать. Вряд ли об этом мечтали чиновники – энтузиасты очистки Свияги в 2010 году, когда затевали этот экологический проект.

Шерсти клок
Весь 2011 год вяло тянулась работа по оформлению документации. К сегодняшнему дню, как заявляют ульяновские чиновники, весь пакет документации по очистке двух участков реки в черте города все-таки готов.
Но ожидать начала работ по очистке Свияги в этом году не приходится. Еще только должна состояться встреча руководства города с директором федерального агентства по водным ресурсам Мариной Селиверстовой по поводу корректировки проектно-сметной документации, которая, начиная с 2010 года уже не раз писывалась-переписывалась. Когда состоится эта встреча – неизвестно. К каким результатам она приведет сказать тоже сложно. Пока идет речь о коррекции сроков начала работ с 2012 года на 2013 год. Однако, практически все чиновники, имеющие отношение к свияжскому проекту, говорят о 2013 годе как-то не очень уверенно. Оно и понятно — местным руководителям этот проект, похоже, перестал быть интересным. А федералы всегда найдут в России массу рек, которые загажены не менее, чем Свияга и которые нужно чистить. В любом случае, тянущиеся с 2010 года оформление-переоформление документации и переговоры более всего похожи на игру «кто кого перетянет». Мало похоже на то, что вопросы экологии в этом «перетягивании каната» стоят на первом месте.
Ну, а пока уже разогнанная машина по очистке берегов Волги, Свияги и Сельди продолжает двигаться в заданном направлении. В конце апреля для улучшения качества проведения очистных работ на берегах, Глава Ульяновска Марина Беспалова распорядилась привлечь к благоустроительным работам студентов высших и средних специальных учебных заведений, а также старшеклассников. Хоть какая-то польза, пусть и поверхностная временная, от чиновничей экологической затеи, да будет. По принципу — хоть шерсти клок. Что касается очистки дна Свияги и Сельди, то вопрос этот на неопределенное время, похоже, будет покрыт туманом. О Волге и речи никто не ведет.
Юрий КОРАБЛЁВ