Ульяновские власти думают, как дать возможность киоскам и павильонам торговать алкоголем после вступления в силу ограничений по продаже спиртного, одобренных на федеральном уровне.

«657 киосков», – уполномоченный по защите прав предпринимателей региона Анатолий Сага называет число торговых объектов, принадлежащих малому ульяновскому бизнесу, которые могут закрыться после 1 июля. С середины этого года, согласно принятым в прошлом году изменениям в законодательство о торговле алкоголем, вступят в силу новые ограничения по продаже спиртных напитков. Касаться они будут в основном так называемых нестационарных торговых объектов.

В них, уточняют в совете безопасности Ульяновской области, запретят торговать пивом и напитками на его основе крепче пяти градусов. А торговым объектам, расположенным на остановках общественного транспорта, заправках, автостанциях, вокзалах и рынках, вообще запретят торговать спиртным, независимо от его крепости.

С 1 января 2013 года ограничения будут еще жестче. С этой даты право продавать спиртное, в том числе и пиво, останется только у стационарных торговых объектов.

Нестационарные – это ларьки и киоски.

По крайней мере, федеральный закон, ужесточивший правила торговли алкоголем, подразумевает (принят год назад) запрет на продажу сначала крепкого, а потом и любого пива именно в них. Но в реальности запрет этот, одобренный в погоне за снижением алкоголизации населения, может так и не вступить в силу. По крайней мере, в Ульяновской области на высшем уровне рассматриваются варианты того, как оградить ларьки и киоски от действия новых ограничений.

Состоялось заседание специальной рабочей группы, собранной по этому вопросу из сотрудников департамента развития предпринимательства и минсельхоза области. Рабочая группа собирается по поручению губернатора Сергея Морозова. Глава региона на одном из недавних совещаний выразил беспокойство тем, что новые ограничения могут повлечь закрытие торговых объектов малого бизнеса, рост безработицы и снижение налоговых поступлений в бюджет. Кроме общего уменьшения числа предпринимателей, противники новых ограничений апеллируют к тому, что в сельских районах, где больших магазинов немного, после 1 июля может закрыться значительная часть торговых точек.

«Мы что, 1 июля увидим огромное количество предпринимателей, которые будут лишены права заниматься какой-то общественно полезной деятельностью, потому что бизнес у них точно станет убыточным и они закроют все свои торговые конторы?» – уточнил Сергей Морозов у своих подчиненных.

Министр сельского хозяйства Ульяновской области Александр Чепухин на это пояснил, что главный вопрос, который надо решить, чтобы избежать закрытия ларьков и киосков, – это признание подобных торговых объектов стационарными. Министр предложил дать разъяснения в муниципальные образования по тому, какие объекты торговли все-таки можно считать таковыми.

Возможность признать киоски или павильоны стационарными торговыми объектами, уточняет Анатолий Сага, дает неоднозначность формулировок федерального законодательства: «На сегодня законодательство федеральное очень противоречивое и необъективное. Если руководствоваться им, четкого понимания получить нельзя». При этом, объясняет он, киоск с соблюдением некоторых условий, к примеру, при оформлении земли под ним, можно признать капитальным объектом. Значит, в нем после 1 июля можно будет торговать пивом крепче пяти градусов и, при соблюдении условий по складированию алкогольной продукции, продолжать торговлю после 1 января 2013 года».

Во время обсуждения мер по защите малого бизнеса от антиалкогольных ограничений под руководством губернатора только заместитель министра внутренней политики Василий Гвоздев усомнился в верности такой позиции региона, раньше громко заявлявшего о борьбе с алкоголизацией населения.

«Пивной алкоголизм в городе среди подростков очень распространен. Если мы пролонгируем продажу пива, ситуация с алкоголизмом не изменится. Мы ситуацию будем толь-ко усугублять, а надо находить золотую середину», – предположил он.

На это последовали возражения, что, если запретить продажу пива в киосках, уровень потребления его не уменьшится. Взамен вырастет объем продажи алкоголя в магазинах.

«Надо бороться с первопричиной, чтобы не было семейного алкоголизма, чтобы была культура», – подвел итог обсуждению Сергей Морозов.

«Губернатор настроен весьма решительно», – Анатолий Сага отмечает, что немалую часть проблем малого бизнеса, связанных с торговлей алкоголем, видимо, удастся снять на областном уровне. Для решения других вопросов ульяновский уполномоченный по правам предпринимателей намерен предложить объединению «Опора России» обратиться в Госдуму.

Лидия Пехтерева