В Ульяновске начато формирование городского совета собственников… по инициативе властей. К сожалению, сами жители в силу инертности не проявляют большого энтузиазма к этой затеи. Почему? И нужен ли тогда вообще совет? Эти вопросы мы обсудили в нашей редакции на «круглом столе» с участием известных в Ульяновске экспертов в сфере ЖКХ. Нашими собеседниками стали: Владимир Иванович ЗОЛОТОВ, Александр Васильевич ТИХАНУШКИН, Валерий Степанович ПЕЛИХ.
РЕДАКТОР: Как и многие реформы в России, реформа ЖКХ также идет сверху, от государства к народу. Возможно, в этом причина столь низкой, можно сказать, столь низкоэффективной активности населения в вопросах ЖКХ. То есть активность как бы есть, страсти бурлят, жалобы, претензии и обращения летят во все стороны, но как только дело доходит до конкретики – возглавьте совет дома, соберите собрание собственников, примите решение – тут же все разбегаются в сторону и начинают кивать на соседа.
ПЕЛИХ: Ну, а что вы хотите?! Я смотрю на жилищную реформу – это как сталинская коллективизация, только там в колхозы загоняли насильно, а здесь – в ТСЖ и УК. В моем понимании жилье – это государственный приоритет безопасности. От того, насколько комфортно живет человек, происходит все: и его благополучие, и рождаемость, и семья. Создание благоприятной среды должно быть основой государственной политики. Мало дать человеку кусок хлеба, он должен находиться в благоприятной среде, где комфортно ему, его семье, его детям. А мы вытолкнули – и живите, как хотите! Берите и управляйте своей собственностью! Жилой многоквартирный дом – это как огромный корабль, с каютами-квартирами, с энергетической установкой и так далее, если образно сравнивать. Однако управлять кораблем ведь доверяют только команде профессионалов, идет строгий отбор, а тут 9- или 12-этажный дом – и ТСЖ, которым управляют жители, не имеющие ни малейшего понятия, что такое тепловой узел, откуда берется электричество, вода, тепло и так далее.
РЕДАКТОР: Так что, у нас в России какие-то особые люди живут, не способные к самостоятельности, их можно туда-сюда загонять – то в колхозы, то в ТСЖ? Почему в других странах Европы жители справляются и без специального министерства, и без комитета ЖКХ, которых у них попросту нет?
ПЕЛИХ: В Европе эта культура столетиями формировалась. Там человек с пеленок видит свой счет, а у нас даже само понятие частной собственности вернули не так давно. Жилищный кодекс начал действовать всего лишь с 2005 года. Как за этот короткий период времени человек может все понять и усвоить? На Западе это все постепенно было, столетиями, а у нас хотят все сразу и быстро.
ТИХАНУШКИН: Конечно, это не сделать моментально, но это необходимо – нужно привить чувство собственности населению. Только когда человек осознает, чем он владеет, что это его собственность, только тогда он сможет адекватно спрашивать и требовать с управляющих организаций за их работу.
ЗОЛОТОВ: А что происходит сегодня? По сути, я как собственник (у меня приватизированная квартира) ограничен четырьмя стенами и все! А где моя доля в общедомовой собственности, кто ее определил, узаконил? У меня нет никаких подтверждающих документов о том, что я владею какой-то долей на чердаке дома, лестничной клетке, в подвале – нет этой доли! Так кому это все принадлежит? Муниципалитету? Пусть он тогда и управляет, и содержит. Должен быть отдельный договор на места общего пользования (МОП), если я ими пользуюсь.
ТИХАНУШКИН: До сих пор не ясен вопрос с придомовой территорией – на каком основании ее уборку оплачивает население? Я, вот, например, не знаю, приватизирована земля у меня во дворе или нет, есть у земельного участка моего дома кадастровый паспорт или нет. И многие точно так же ничего об этом не знают, но, тем не менее, платят за уборку непонятно как поделенных и непонятно кому принадлежащих территорий. Все эти вопросы, я считаю, должны быть рассмотрены на городском совете собственников, когда он будет создан.
РЕДАКТОР: То есть совет все-таки нужен?
ПЕЛИХ: Совет собственников жизненно необходим! Я высоко оцениваю эту идею, в том плане, что власть должна знать, и ей кто-то должен говорить, как живет народ. Потому что если бы депутаты Госдумы жили в таких же, как мы, многоквартирных домах с протекающими крышами, получали бы такие же допсчета регулярно и не могли бы ничего добиться от управляющих организаций, я думаю, они не принимали бы такие законы. У нас столько законов принято, а ответственности УК никакой! Да кто их выполняет, эти законы, их просто не знает никто толком, ни народ, ни сами чиновники. Только в Жилищный кодекс каждый год миллион поправок вносится! Разве человек способен это освоить? Я уже не говорю о том, чтобы это как-то использовать.
ТИХАНУШКИН: Совет, безусловно, нужен, только если он будет создан не для галочки, если к нему будут прислушиваться власти. Полномочия совета необходимо прописать законодательно, чтобы это было не просто на словах. Основная проблема в том, что сейчас потеряно доверие между населением, властью, управляющими и ресурсоснаб-жающими организациями.
ПЕЛИХ: Мы уже больше 10 лет бьемся, чтобы получить от наших монополистов раскладку по себестоимости продукции, которую они поставляют – электричество, газ, вода. Вы хоть где-нибудь хоть раз у нас в Ульяновске видели экономически обоснованный расчет себестоимости тарифов энергетиков, которые устанавливает государство? Так о каком взаимопонимании может идти речь, если мы, население, не можем получить ни от государства, ни от наших поставщиков расчет себестоимости тарифов?
ЗОЛОТОВ: Если власть правильно воспримет совет, он может стать тем самым мостиком для установления взаимоотношений между администрацией города, управляющими организациями и населением, которые определены в функции по 131-му закону (Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» – прим. ред.). Сейчас этих взаимоотношений по сути нет: люди жалуются власти, власть отсылает всех в УК. Жильцы пишут свои претензии и пожелания в УК, а кто их выполнять-то будет? Проходит время – молчание! У нас есть необходимые положения закона, которые позволяют сегодня спокойно решать все вопросы между УК и жильцами, только они не действуют, не происходит ничего! На мой взгляд, задача совета собственников – выработать и представить такие рекомендации как для власти, так и для населения, чтобы эти правовые механизмы наконец заработали.
ТИХАНУШКИН: Если нам удастся наладить диалог, и власть нас услышит, то совет собственников будет создан не зря.
ПЕЛИХ: Да даже если и не услышит, мы все равно готовы собраться вместе и начать действовать. Это уж другой вопрос, нужно ли это власти или нет.
РЕДАКТОР: Мы бы поставили вопрос по-другому: если это не нужно власти, возможно, стоит задуматься – а нужна ли тогда нам такая власть?