«Гримаса на лице города» – так назвал результаты ремонта сквера Гончарова в прошлом году член Русского ботанического общества Николай Раков. Пришла весна, и прошлогоднее мнение ученого оказалось сверхактуальным: ошибки, допущенные в сквере при ремонте, стали еще более очевидны, а исправлять их никто так и не собирается.

Некрополь с погибающими деревьями

«Передо мной некрополь, а не новый сквер.
Приподнятые над землей прямоугольники цветников, действительно, напоминали большие могилы. Эту картину еще более усиливал красный полированный гранит и бордюрное обрамление из кизильника блестящего, отделявшего замощенную часть сквера от остальных посадок. В новых посадках я насчитал всего четыре вида кустарников: ряд сирени венгерской, две группы из спиреи Бумальда и пару кустов калины… Если и вырастут высаженные кусты и дадут полноценные насаждения, надо будет ждать не менее 30-40 лет. К этому надо добавить еще надлежащий уход, чего нет в городе. Как говорится, посадили прутики и забыли», описывал в прошлом году Николай Раков впечатления от отремонтированного сквера.

В этом году его мнение нашло свое подтверждение. Сквер Гончарова не радует горожан зеленью. Снесен был весь прежний кустарник. Произошло это, несмотря на то, что, согласно оценке состояния насаждений сквера, проведенной горадминистрацией до ремонта, в нем были как засохший и подлежащий сносу, так и вполне живой кустарник. И в схеме, по которой должен был делаться ремонт, ряд кустарника вокруг сквера обозначен как высокий. Но сейчас высаженные там кусты не заметны за оградой. И новая сирень, и кизильник не спешат выпускать листочки. Часть из саженцев, очевидно, погибла. Не выполнены целиком обещания по высадке деревьев, данные городской властью на сходе у сквера перед ремонтом. Там было указано, что в зеленой зоне должно было появиться несколько новых хвойных деревьев. Но подсажена была лишь одна сосенка, которая сейчас засыхает. Кроме того, не сохранены липы на остановке общественного транспорта у сквера по улице Ленина. На их месте – заложенные брусчаткой квадраты.

И деревьев в сквере будет только меньше, прогнозировал Раков: «Сохраненные деревья голубых елей справа от памятника, лишенные бордюра из туи западной, предстали сейчас совсем заморышами. Это голые и израненные снизу стволы и искривленные верхушки. Они уже не жильцы. Вряд ли они придадут всему новому скверу красоту и очарование. Скорее, наоборот, они подчеркивают траурность и пустоту».

Фальшивка, а не ограда
Если ошибки, допущенные при озеленении сквера, были понятны специалистам еще в прошлом году, то со сходом снега стали бросаться в глаза другие огрехи. Начиная от строительного мусора, валяющегося в углу зеленой зоны, заканчивая уже трескающимся гранитом на похожих на могилы клумбах.

«Примитивизм и убогость содеянного. К этому надо добавить топорную работу, начиная с ограждения и заканчивая произведенными работами. Куда же подевался оригинальный рисунок старой ограды? Новая не только не оригинальна, а более смахивает на тюремный забор», – считает Николай Раков.

В этом году новая ограда пошла ржавчиной.

Опора одного из фонарей «в старинном стиле» оказалась пробита насквозь – настолько она хрупкая. Другой, стоящий у входа в сквер, пришлось примотать проволокой к ограде, видимо, чтобы избежать обрушения. Когда дует ветер, качается – то ли столб, то ли ограда.

Ограда, между прочим, согласно смете, по которой должен был выполняться ремонт, вокруг сквера планировалась чугунная. А оказалась фальшивая – из какого-то тонкого и хрупкого сплава.

Между тем, внесение изменений в смету выполнения работ по муниципальным контрактам можно расценивать как нарушение закона. Более того, согласно полученным редакцией по запросу из горадминистрации документам, проект ремонта сквера согласовывался проектировщиком с различными инстанциями в начале 2011 года, вплоть до июня. В то время, когда аукцион на выполнение самого ремонта с утвержденными сметой и ведомостью работ, затратами и прочим, уже был проведен. Каким образом тогда определялась стоимость еще не утвержденных работ и насколько далека от реальности оказалась смета, по которой выделялись деньги?

Эти вопросы правоохранительные органы почему-то пока не заинтересовали. Чтобы пробудить их интерес, представители общественности, защищавшей сквер в прошлом году, намерены обратиться с заявлением о проверке ремонта в прокуратуру.

Лидия Пехтерева