После недавнего повышения стоимости проезда в маршрутках на сайте областного правительства обнародован проект «Стандарта транспортного обслуживания населения на территории Ульяновской области», где прописаны требования ко всем пассажирским маршруткам, их водителям и пассажирам.
Проект находится в разработке и пока выставлен на обсуждение. Его окончательный вариант должен появиться к началу июня. Помимо стандартных требований вроде тех, что в салоне должны быть аптечка и огнетушитель, в проекте стандарта есть требования, что в маршрутках не должно течь с потолка, а «поверхность пола не должна быть скользкой». Сама машина должна быть в полном техническом порядке. Кузов и салон маршрутки, особенно сидячие места, должны быть чистыми. Вот так: сели на дырявое или засаленное сиденье – сразу можно будет жаловаться водителю. Если правило утвердят, он должен будет устранить это «недоразумение» или заранее предупредить о нём.
– Да разве мы, пенсионеры-инвалиды, станем куда-то жаловаться? Довезли до места – и ладно, – говорит Сергей Медведев. – Про стандарт я слышал, но только сомневаюсь, что кто-то будет соблюдать эти правила…
Тем не менее, в проекте водителям маршруток предлагается официально запретить курить за рулём. А вот загадочная фраза «не допускается транслирование по громкоговорящей связи в салоне транспортного средства посторонней информации», видимо, означает запрет на громкую музыку в салоне. Водитель маршрутки «обязан соблюдать скоростной режим, не допускать резких торможений», при этом «своевременно, чётко и правильно объявлять название остановок». А главное: водитель «должен проявлять максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность и терпение по отношению к пассажирам». В свою очередь пассажирам маршруток запрещается «отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения», «курить, распивать алкогольные или спиртосодержащие напитки», что в последнее время стало «популярно». Пожаловаться на нарушение предлагаемых требований пассажиры смогут перевозчику.
Казалось бы, вот и обещанное улучшение качества перевозок в местных маршрутках, о котором так много говорили три недели назад, когда проезд в них подскочил до 16 рублей днём и до 20 рублей после 21.00. Только вот стали ли маршрутки комфортнее, и проще ли их теперь «поймать» вечером?
– В 23.00 в центре города нет ни одной маршрутки! – сетует Татьяна Дмитриевна. – Нет графика их движения после 9 часов вечера. Как и прежде, приходится ехать на такси. А про проект нового стандарта я даже не слышала. Почему бы его не вывесить во всех маршрутках, чтобы все пассажиры могли его прочитать, внести свои предложения?..
Перевоспитает ли новый стандарт в дальнейшем наших водителей и пассажиров – не известно. А пока, кроме стоимости проезда, в маршрутках ничего не изменилось. Кстати, качество сборки некоторых автобусов, которые вроде как являются альтернативой маршруткам и которые ежедневно перевозят сотни пассажиров, тоже оставляет желать лучшего. В этом наш журналист убедился на собственном опыте, когда ему, ехавшему на работу на автобусе «ПАЗ» из Заволжья, прямо на макушку с потолка бухнулся шуруп…