Несмотря на обещание Владимира Путина не допускать массовых чисток региональных властей по следам декабрьских выборов в Госдуму, почти все губернаторы регионов, где «Единая Россия» провалилась особенно сильно, уже уволены. Тем самым центр дал понять, что честность на выборах ему не нужна.

Среди лидеров по провалам партии власти – Ярославская (29,04% за «ЕР»), Костромская (30,74), Архангельская (31,90), Мурманская (32,03), Свердловская (32,71), Московская (32,83) области, Приморский край (32,99), Вологодская область (33,40), Санкт-Петербург (35,37), Смоленская область (36,23), Пермский край (36,28). Не надо быть ни политологом, ни социологом, чтобы понимать, что разгрому «Единая Россия» подверглась в этих регионах не из-за плохой работы губернаторов, а в первую очередь из-за ненависти, которую народ испытывает к этой партии, и во вторую – по причине большей порядочности членов избирательных комиссий там и отказа властей от выкручивания им рук с целью добиться для «ЕР» нужного результата. В отличие, например, от руководства нацреспублик, в которых то взрывы каждый день, то люди чуть ли не травой питаются, но зато у партии власти на выборах – под 100 процентов. Словом, против «Единой России» голосуют не самые бедные, а самые умные.

Тем не менее экс-президент страны Дмитрий Медведев сразу после выборов 4 декабря заявил, что с руководителями тех субъектов Федерации, где у «ЕР» (которую вел на выборы, напомним, он) низкий результат, будет отдельный разговор.

Итоги голосования, дескать, показали, что руководители эти недорабатывают. Сигнал был понят, мне кажется, так: Дмитрий Медведев осознает, что его президентство останется в истории как неудачное, а сам он, собственно, как неудачник, и он решил найти козлов отпущения, на которых и отыграться за проваленное четырехлетие.

Делается это, как принято в современной России, сверхлицемерно.

Первым направление ветра почуял губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев, который не стал дожидаться предложения из Кремля, от которого по принципу Дона Корлеоне из фильма «Крестный отец» невозможно отказаться, и, сложив с себя полномочия главы региона, перешел в депутаты Госдумы. Остальные на что-то, вероятно, еще надеялись, но постепенно один за другим начали подавать заявления об отставке «по собственному желанию». Борис Громов (Московская область), Илья Михальчук (Архангельская), Игорь Слюняев (Костромская), Олег Чиркунов (Пермский край), в общем, из «черного списка» ушли практически все. А те, кто еще остались, служат подтверждением порочности кадровой политики Москвы и порочности опоры на эту так называемую партию.

Накануне выборов Кремль затеял, к примеру, судорожную замену непопулярного губернатора СанктПетербурга Валентины Матвиенко.

Была произведена целая спецоперация по ее пересадке в кресло главы Совета Федерации. На пост же губернатора был назначен «не замеченный в скандалах и коррупции», как писали комментаторы, Георгий Полтавченко (на снимке), который и должен был спасти «Единую Россию» в Питере. Но не спас – потеряв по сравнению с выборами в Госдуму 2007 года 15 процентов голосов, в декабре 2011-го партия набрала лишь 35 процентов. Что теперь делать с Полтавченко, непонятно. Снимать – глупо, поскольку только что назначили. Оставлять – а с провалом «ЕР» тогда как быть? Получается, казнить нельзя помиловать.

Похожая история – в Свердловской области, где губернатора сменили тоже недавно, назначив крепкого хозяйственника, «не замеченного в скандалах и коррупции», единоросса Александра Мишарина. И Мишарин, по логике Медведева, доверия не оправдал, допустив почти двукратное снижение результата «ЕР» по сравнению с избирательной кампанией 2007 года – 32,71 процента, в 2007-м – 62 процента. И Мишарина снимать! Но всех-то не перевешаешь, как сказал однажды кто-то в России перед революцией 1917 года.

Чем больше Кремль будет упорствовать в увязывании своей кадровой политики с судьбой группировки под названием «ЕР», тем сильнее будет угроза распада страны. Населению регионов, особенно экономически сильных (читай – богатых нефтью и газом), в конце концов надоест подчиняться воле этой группировки и жить фактически под колониальным правлением, и тогда оно скажет: «Шабаш! Богатства – наши, и деньги наши, а вы катитесь в свою Москву!».

Юрий Кашинский