Ульяновцы все охотнее прибегают к услугам платежных терминалов.
Согласитесь, удобно после работы, заскочив в магазин за продуктами, заодно «кинуть на счет» мобильного телефона или заплатить за коммунальные услуги. Однако, бывает, общение с «автоматом» оборачивается непредвиденными финансовыми потерями или еще большими проблемами.
Пару месяцев назад жительница Ульяновска Екатерина, отправляясь в срочную командировку, решила сэкономить время и сделать платеж за кредит не в банке, как обычно, а через установленный в ближайшем супермаркете платежный терминал.
За перевод девяти тысяч рублей автомат потребовал уплаты комиссии в размере 270 рублей (три процента). Каково же было удивление девушки, когда спустя месяц банк сообщил о просрочке платежа и штрафе в размере полутора тысяч рублей.
Екатерина позвонила по указанному в выданном терминалом чеке телефону, но на том конце провода ответили, что свою функцию по передаче средств они выполнили, и посоветовали разбираться с банком. В кредитном учреждении продолжали твердить, что деньги от терминальщиков не получали. Теперь Екатерина намеревается добиться справедливости через суд. В своем иске она просит обязать платежного агента вернуть сумму потерянного платежа, комиссию, а также возместить моральный вред в размере 10 тысяч рублей.
Споры потребителей с владельцами платежныхтерминалов до суда доходят редко. Согласно Закону от 3.06.2009 г. №103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», принимаемая аппаратом сумма не должна превышать 15 тысяч рублей. При этом примерно 90 процентов средств поступают в счет оплаты мобильной связи, и платеж редко когда превышает 500 рублей. И люди просто не связываются.
Тем не менее в Управлении Роспотребнадзора по Ульяновской области отмечают увеличение количества обращений граждан, имеющих претензии к платежным автоматам.
– Многие о том, что за прием денег берется вознаграждение (комиссия), узнают только после поступления денег на счет, – говорят в Управлении.
А аппетиты владельцев терминалов растут день ото дня. В Национальной ассоциации участников электронной торговли подсчитали, что если в 2006 году комиссионные тарифы при приеме платежей через автоматы в среднем составляли три процента, то сейчас доросли до восьми. При этом некоторые операторы умудряются забирать себе по 20-25 процентов от суммы платежа. Кстати, в Роспотребнадзоре уверены, что взимание платы с потребителей за посредничество в переводе платежей должно быть запрещено, ведь посредник уже получил вознаграждение от основного поставщика, которому он на самом деле и оказывает эту услугу.
В ФАС отмену комиссий или ограничение их размера считают нерыночной мерой и предлагают сделать так, чтобы потребители были осведомлены о размере удерживаемых процентов. В Роспотребнадзоре уточняют, что такая норма существует и сегодня. Причем цена комиссии должна указываться не только в процентах, но и в рублях с конкретной суммы.
Чтобы не стать жертвой обмана, в Роспотребнадзоре советуют пользоваться терминалами, установленными в общественных местах, – магазинах, салонах сотовой связи. Необходимо обращать внимание на информацию, размещенную на терминале, в том числе на данные о владельце терминала.
Если ни на корпусе, ни на экране терминала нет никаких сведений о банке, через который идут платежи, в контакт с ним лучше не вступать. Проведя платеж, обязательно следует дождаться чека и сверить данные о сумме платежа и его получателе.
В случае возникновения проблем с зачислением денег надо обратиться в кредитную организацию, наименование которой и номера контактных телефонов должны быть указаны в чеке. В случае пропажи или задержки платежа следует обратиться в банк, название которого и номера контактных телефонов должны быть указаны в чеке, подтверждающем факт приема наличных денег. При этом лучше изложить свои претензии в письменном виде, указать дату и время проведения операции, местонахождение терминала, информацию об организации – владельце терминала (если он принадлежит не банку) и, конечно, сумму платежа и получателя средств (вся эта информация также должна содержаться в чеке). Если же выяснится, что владелец терминала проводит операции без договора с банком или речь идет о мошенниках, то следует обратиться в правоохранительные органы.
Вадим Пилюков