Автолюбителей России уже в скором времени планируют взять в плотное кольцо тотальной слежки. Выход для них видится пока только один – отказ от автомобилей отечественного производства, в том числе и «Мерседесов» российской сборки.

С 2014 года все автомобили, произведенные в России, предполагается оснастить системой экстренного вызова «ЭРА ГЛОНАСС», сообщает журнал «Профиль» и расшифровывает: «ЭРА» – «экстренное реагирование при авариях», а что такое «ГЛОНАСС», россияне уже знают. Повод для внедрения новой системы вроде бы уважительный – забота о людях, попадающих в ДТП. В случае аварии «ЭРА ГЛОНАСС» будет автоматически посылать сигнал в центр МЧС, указывая при этом точные координаты места происшествия. Диспетчер, получивший сигнал, связывается по мобильной связи (в «ЭРА» будет встроена сим-карта) с водителями или пассажирами пострадавших машин и выясняет у них, в каком состоянии они и автомобили. Если поговорить не удается, на место аварии немедленно отправляются все обычные в таких ситуациях службы – МЧС, «Скорая» и ДПС. Число спасенных жизней будет исчисляться тысячами, как и количество тех, кому «ЭРА» поможет сохранить здоровье. Таковы идеальные последствия готовящегося к внедрению нововведения.

В реальности все будет, конечно, несколько иначе. Оперативность наших специальных служб известна. По получении сигнала запросто может оказаться, что выехать на место ДТП некому – либо уехали на другой вызов, либо нет бензина и ехать не на чем, либо врач куда-то отлучился, либо он с похмелья и ему не до чьего-то ДТП, и так далее. Другой момент – в том, что космическая система «ГЛОНАСС» охватывает далеко не всю территорию России, а только около половины, и посланный сигнал с места аварии просто ни до кого не дойдет.

Между тем изготовитель машины понесет расходы на установку «ЭРА», другую часть затрат обяжут нести покупателя, и деньги это немалые. Плюс абонентская плата за обслуживание, как это у нас водится, – скоро до абонентской платы за эксплуатацию вбитого гвоздя дойдем. Словом, с позитивом установки «ЭРА» проблемы, как и с негативом. Помимо оперативности спецслужб, из-за которой деньги могут оказаться выброшенными на ветер, а жизни участников ДТП – неспасенными, есть еще и фактор слежки за автомобилями, особо отмечаемый, в частности, «Профилем». Сегодня водитель считает салон своего автомобиля личным пространством, где он чувствует себя спокойно, зная, что здесь его не достанут ни начальник, ни власть, ни жена, ни теща, наконец. Он может расслабиться. Совсем другое ощущение, как говорят специалисты-психологи, будет, когда он окажется под тотальной слежкой и о его местонахождении на каждом метре его пути через «ГЛОНАСС» будет известно органам. Вряд ли кому-то станет от этого уютно. Напротив – прогнозируется массовый стресс, ведь в стране собираются еще и вводить водительские права с вшитым электронным чипом, что даст сотрудникам ГИБДД возможность проверять документы автоматически, без остановки машин.

Отмечая морально-психологические аспекты планируемого оснащения автомобилей системой «ЭРА ГЛОНАСС», журнал забыл о куда более серьезном, я считаю, «эффекте ЭРАнизации». Ладно бы наши правоохранители одни знали все о водителях и их машинах, но, помня о продажности и бессовестности сотрудников, нельзя будет гарантировать уже ничью безопасность. Данные о вас легко могут оказаться в распоряжении ваших недругов или бандитов, которые за определенную мзду попросят органы последить за вами и сообщить, когда вы окажетесь где-нибудь в глухом месте, с точным указанием координат этого места. Дальше, как говорится, дело техники.

Утешает во всем этом безобразии лишь одно – охватить системой «ЭРА ГЛОНАСС» собираются пока только отечественные машины, значит, можно будет уйти от слежки, если приобрести иномарку. Конечно, могут попытаться заставить установить систему и в иномарке или запретить их ввоз, но это сложнее.

Артур Таниев