Больше полугода идет уже следствие по делу о махинациях ООО «Адель-Сервис», обманувшего, похоже, как клиентов фирмы, так и его собственный персонал.

Из-за тайны следствия о его ходе пока мало что известно. Фабула истории, насколько можно судить из обрывочных сведений, в том, что фирма занималась поставками оргтехники ульяновским предприятиям и организациям, в том числе районным отделам внутренних дел. Финансирование закупок этой техники было построено оригинальным способом: руководство ООО обращалось к работникам с тем, чтобы они брали в банках кредиты от своего имени. Взятые деньги начальство забирало себе, как и кредитные договоры. На деньги покупался товар, поставлялся клиентам, а когда те рассчитывались за него, руководство выдавало персоналу энные суммы на погашение кредитов. Персонал, в основном молодежь, опасаясь остаться без работы, отказываться от такого порядка не смел.

Любопытная деталь: банки – в частности, «РКБК» – с необыкновенной легкостью выдавали работникам «Адель-Сервиса» любые суммы. Зарплаты у них были копеечные, да и те месяцами не выплачивались, но банк никаких справок о доходах либо не требовал, либо те, что представляли, не проверял. Надо 100 тысяч – пожалуйста, надо 200, 300 тысяч – тоже пожалуйста. При этом, как свидетельствуют некоторые из бывших сотрудников ООО, другим клиентам банк в те же дни часто отказывал, в связи с чем экс-служащие ООО «Адель-Сервис» подозревают, что банк был, возможно, с их начальством в сговоре.

Может, делились потом барышами или откатами, или еще что-то. Банки были тут скорее соучастниками мошеннического обмана граждан, чем их партнерами, и речь может идти, видимо, уже о деятельности организованной преступной группы.

Очевидно при этом, что банк заведомо знал о неплатежеспособности работников ООО «Адель-Сервис».

То есть риск невозврата кредитных средств он творил сам своими руками, что как минимум вполне подпадает под статью 404 Гражданского кодекса РФ – «Вина кредитора», которая, в частности, гласит: «Суд… вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению». На мой взгляд, в данном конкретном случае банк умышленно (сквозь пальцы взирая на справки о доходах) содействовал и умышленно же не принял соответствующих мер и должен, считаю, нести свою долю ответственности.

Гром в «Адели» грянул в прошлом году, когда по запросу из Приморского края один из руководителей фирмы был арестован по подозрению в преступной деятельности.

Еще до этого ареста сотрудникам перестали выдавать деньги на погашение кредитов. После ареста фирма работу прекратила, все ее документы были изъяты следствием, в том числе и кредитные договоры бывших работников, оказавшихся на улице.

За несколько месяцев осталась невыплаченной им и зарплата. И тут свое наступление на несчастных жертв мошенничества начали банки, требуя возврата кредитов, прекрасно, конечно, зная, что у бывших «аделевцев» нет за душой ни гроша. Кинули их на разные суммы – от 100 тысяч до миллиона рублей. Банки звонят, накручивают проценты за просрочку, но упорно не подают на должников в суд, обещая перепродать долг, что означает, вероятно, угрозу уже бандитскими структурами.

В общем, по принципу «лучшая защита – это нападение», ведь если верны догадки о сговоре арестованного с банками, то нынешние «должники» являются жертвами и банков тоже, что должно стать, наверное, частью расследования этого дела – с целью привлечения в случае, если факт сговора подтвердится, и персонала банков к уголовной ответственности, по которому должники проходят в качестве потерпевших. Это дело, к слову, еще раз ставит вопрос о банках вообще, о том, где проходит грань между их чисто финансовой деятельностью и криминалом, и есть ли такая грань, о том, есть ли в иных случаях вина должника в невыплате так называемого кредита, или же в этом больше вины банка, и тогда должнику требуется защита правоохранительных органов и суда. И так далее.

Член руководства «Адель-Сервиса» находится между тем под арестом в ожидании судебного процесса и по ульяновской части истории, и по приморской. Потерпевшие надеются, что суд изыщет в имуществе обвиняемого средства, чтобы возместить им и то, что у них забрали по части кредитов, и по зарплате. И отбиваются от агрессивного напора банков, поскольку платить кредиты им нечем.

Напора вполне циничного, если банки заведомо знали, что денег у обманутых работников ООО не было и нет. По слухам, в потерпевшие в этом деле попали, кстати, и подразделения полиции, которые должны быть тем более заинтересованы в установлении истины, в том числе и по банкам, и привлечении виновных к ответственности. С той хотя бы целью, чтобы другим неповадно было.

Сергей Поленов