Руководство Ульяновска заявляет о готовности создать муниципальную административно-техническую комиссию, которая бы осуществляла надзор за выполнением правил благоустройства в городе. Между тем аналогичная структура регионального уровня уже показала свою низкую эффективность, а недавно и вовсе осталась не у дел.
Напомним, впервые административно-техническая инспекция как отдельная и самостоятельная структура была создана при областном правительстве в начале 2010 года. В ее функции входило отслеживание нарушений в сфере благоустройства и других, регламентируемых Кодексом об административных правонарушениях Ульяновской области.
До создания инспекции эти вопросы контролировали административные комиссии при муниципальных органах власти, но их работа несколько раз признавалась неэффективной – на деятельность комиссий из бюджета уходило больше средств, чем они собрали на наложенных штрафах.
В феврале 2010 года было принято решение о создании единой административно-технической инспекции с широкими полномочиями, однако и областная структура оказалась крайне неэффективной. Кроме того, замечания к инспекции постоянно высказывала прокуратура – по ее мнению, инспектора незаконно следили за соблюдением муниципальных правил в сфере благоустройства юридическими лицами, не имея на это полномочий. В итоге через полгода инспекция была преобразована в департамент, который, в свою очередь, вошел в состав министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса региона.
Департамент существует и по сей день, на его содержание тратятся бюджетные средства, однако, как выяснилось, никакой работы не ведет. Дело в том, что с 1 января 2012 года из регионального Кодекса об административных правонарушениях была исключена вторая глава, посвященная административным правонарушениям в сфере благоустройства. За соблюдением правил благоустройства и следила региональная структура, однако делала это в нарушение федерального законодательства, поскольку все прописанные в областном КоАПе нарушения отражены в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации и других нормативных актах. При этом в федеральных документах четко распределены полномочия: какая структура и по какой статье имеет право наказывать нарушителей.
На последнем заседании областного правительства было сказано, что правом наказывать за несоблюдение правил благоустройства обладают федеральные структуры, но они категорически отказываются составлять протоколы.
– У нас, получается, с 1 января не работают статьи по благоустройству, – отметил губернатор Сергей Морозов. – С 1 января из административно-технического департамента ни разу не сообщили, что у них нет такого рычага. В январе получили зарплату, в феврале получили зарплату, в марте, апреле получили, и в мае еще получат зарплату.
На этом фоне инициатива руководства Ульяновска по созданию своей административно-технической комиссии выглядит, по крайней мере, странно. Зачем нужна новая структура, которая будет содержаться на деньги налогоплательщиков, если она заведомо не обладает необходимыми полномочиями. Напрашиваются два неприятных предположения. Власти необходимо создать видимость своей деятельности по наведению в городе порядка, и при этом не важно, насколько она окажется эффективной. Или же новую структуру, как это часто бывает, создают под конкретных «своих» людей, которым нужно обеспечить теплое местечко.
Вадим ПИЛЮКОВ