Пожалуй, нигде в России не говорят о Гончарове, об Обломове и обломовщине столько, сколько на его родине. И ни один город не видел столько спектаклей, поставленных по произведениям Ивана Александровича. Вот и в год его 200-летия, накануне дня рождения Гончарова, состоится очередной, VI международный театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене». В преддверии этого события известный филолог, философ, критик Лев Аннинский предложил свой взгляд на пару «Обломов и Штольц».
На «круглом столе», состоявшемся в Ульяновске в рамках фестиваля «От всей души», Аннинский напомнил о том, что в России бытовало представление о предприимчивом немце, как о шельме. Принято думать, что гончаровский Штольц «самый главный немец», пояснил Лев Александрович и опроверг это мнение: – Диалог Обломова и Штольца – это попытка понять, что происходит с нашей русской душой, что мешает взять верх деятельности, успешности, деловитости и как это назвать. Вспомните, что слово «обломовщина» придумал… Штольц! И Гончаров сделал попытку избежать сопоставления русского и немца.
Аннинский проследил, как сюжет «Обломова и Штольца» вновь и вновь всплывал в русской литературе на протяжении многих лет. Диалог «русской» и «немецкой» душ он обнаружил в «Железной воле» Николая Лескова – между Пекторалисом и Сафронычем. Рассуждения на эту тему позднее возникли в «Беседах с немцем» Шагинян: «Чего немцу не хватает, того у русского навалом», и – парадоксальное заключение: «Если мы (русские и немцы. – Ред.) не братья, то двоюродные братья». Марина Цветаева, имевшая в родословной немцев, в воспоминаниях о Максимилиане Волошине, который также был отчасти немцем, писала: «Макс не жил на большой дороге, как русские… Он был… тем, кто выходит с определенною целью: взять такую-то гору, и к концу дня или лета, очищенный и обогащенный, домой возвращается».
Она метко указывает на «качественность дружбы» и «легендарную немецкую верность».
Аннинский добавляет: «У нас другое отношение к друзьям: как бы не предали». И подытоживает, что «Штольц» и «Обломов» – это два полюса, две стихии в русском сознании.
Лев Александрович познакомил участников «круглого стола» с рассуждениями немецкого историка Йохима Феста о том, как немец, этот «добрейший Карл Иванович», стал гитлеровцем. Еще в XVII веке фигура добродушного немца стала объектом насмешек у европейских народов. И в том же веке у немцев, со всех сторон «зажатых» в четкие границы, переживших тридцатилетнюю войну и чуму, появились комплексы – страх хаоса и необходимость обороны, а ведь немцы награждены феноменальной способностью – работают лучше всех, подчеркивает Аннинский. Народ поэтов и мыслителей – Рильке, Гейне, Баха, Канта – выбрал путь рационализма. Что не вписывалось в этот путь, надо было уничтожить. Русские не вписывались… Но вопреки мнению о развитии немецкого духа, оно не ведет только к Освенциму – таково мнение Феста.
– Сумеет ли русский человек понять, что такое обломовщина, и преодолеть ее в себе?
– рассуждает Аннинский. – Цветаева писала, что Обломов остался, и его надо долго чистить, драть и отмывать. И сколько чисток уже было! И драли сколько «до основанья, а затем…».
Выведя разговор из литературной плоскости, Аннинский подытожил: «Нас мучает одно и то же: надежда, что «народы, распри позабыв, в единую семью объединятся!».
Не объединятся! Обмен между нами будет, и он будет драматичным. Но мы так же нуждаемся в немцах, как и немцы в нас».
Любопытно, что именно немцы поставили один из лучших спектаклей по роману «Обломов». 13 июня на сцене драмтеатра зрителю будет представлена постановка Русского театра из Берлина «Обломов умер.
Да здравствует Обломов!». 14 июня своего «Обломова» покажет Мытищинский театр кукол «Огниво», который прошлой осенью покорил ульяновцев замечательной постановкой «Вишневого сада». Хозяева фестиваля «Герои Гончарова на современной сцене» откроют театральный форум 12 июня представлением «Гончаров. Родина. Театр», а 15 и 16 июня покажут «Обрыв» и спектакль-путешествие «Фрегат «Паллада».
Анна Школьная