Вчера там побывал губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Заодно он посетил и музей немецкого культурного центра, созданного на базе Октябрьского сельского лицея.
Руководитель музея Галина Скворцова может много рассказать о каждом экспонате. Но начали мы с экскурса в историю.
На заре коллективизации в 1929 году здесь был организован впоследствии печально знаменитый совхоз «Сакко и Ванцетти», вскоре отошедший под начало НКВД. Так было положено начало посёлку, со временем превращённому в огромную зону для заключённых. В августе 1941 года жителей Немецкой республики под Саратовом депортировали как «врагов народа и немецких шпионов» в северные районы страны. В Поволжье им разрешили вернуться только после смерти Сталина. Но путь на родину им был закрыт, равно как и перестала существовать сама Немецкая республика. Волею судеб и властей многие из некогда депортированных немцев были определены в совхоз «Сакко и Ванцетти» в качестве «вольных заключённых» без права покидать посёлок и вести личную переписку. Поселенцы работали, обживались, заводили семьи, благоустраивали посёлок по немецкому типу, пускали корни. Но обиду на государство, которое изломало их судьбы и жизни, не забывали. И когда в 90-годах Германия призвала всех немцев вернуться на свою историческую родину, большинство на призыв откликнулись.
«Наши» немцы, как и прежде, устраивают встречи, проводят вместе национальные праздники, но осталось их в посёлке, что называется, по пальцам перечесть. Даже в лицее, музей которого бережёт память о немцах Поволжья, базовым для изучения является … английский язык. Чтобы не утратить окончательно «связь времён», в Октябрьском создали немецкий культурный центр, а на его базе краеведческий музей.
Здесь всё дышит памятью о предках. Выпускница лицея, ныне студентка УлГТУ Марина Макарычева ещё в девятом классе занялась изучением корней своей семьи и на её примере смогла проследить всю историю немцев Поволжья. Документы, собранные девушкой, хранятся в местном музее. Среди них есть фотография прадедушки Марины. Он в первую мировую войну воевал на стороне России. В качестве «награды» пришедшие к власти Советы репрессировала всю его семью, которая, к счастью, сумела выжить. Дедушка Марины долгие годы был в местной школе завхозом, он жив до сих пор.
Интересную экскурсию провела по музею ученица 11 класса лицея Настя Болтунова. Она, в частности, рассказала о костюмах невест немецких колонистов. Признаться, впервые узнал, что они были не белого, а синего и коричневого цвета. Главным атрибутом считался фартук, который невесты должны были сшить себе сами. Перед свадьбой невеста носила платок, обшитый от злых духов целебными травами. Кстати, немцы не опасаются играть свадьбы в мае, чтобы потом всю жизнь «не маяться». Напротив, этот месяц у них считается временем плодородия. И ещё одна особенность. На свадебном пиру выставлялись кушанья не менее чем из 20 блюд. Гости ели, сколько могли, а оставшееся уносили домой в специально приготовленных для этого горшочках. После свадьбы невеста навсегда надевала чепчик, служивший отличительным знаком замужней женщины, добропорядочной хозяйки и любящей жены. Настя хорошо знает историю немцев Поволжья, с удовольствием работает экскурсоводом. Вот только бы ещё освоить немецкий язык … Но с этим девушка, её подруги и друзья должны справиться, ведь они любят далёкую Германию.

Виктор Никитин