Бронзовый призер президентских выборов миллиардер Михаил Прохоров прервал обет молчания, который дал, видимо, сразу после 4 марта, и объявил в начале недели, что создает-таки партию, и не простую, а, как и обещал, нового типа.
По следам успешной для него мартовской избирательной кампании Прохоров, что называется, раздухарился и написал в своем интернет-блоге, что приступил к созданию партии, регистрация потенциальных членов в которую началась на его сайте. Чуть позже появилась информация, что за короткое время на сайте зарегистрировалось уже свыше 60 тысяч человек, после чего миллиардер замолчал и молчал ровно три месяца.
То, что он сказал, прервав молчание, уже не совсем то же самое, что говорил до того. Точнее, совсем не то же самое.
Новые идеи Прохорова в СМИ разъясняют его толмачи. В частности, соратник миллиардера Евгений Ройзман, назвавший идею партии «очень остроумной и оригинальной». В партии, по словам Ройзмана, будет всего 500 человек (что скажут в ответ на это откровение те 60 тысяч, которые уже зарегистрировались на сайте Прохорова, осталось неясным). Сам Прохоров вступать в партию не будет. В нее запишут только юристов и менеджеров, и будет это не идеологическая партия, а «партия-услуга». Через нее гражданские активисты в регионах смогут проходить на выборах в органы власти разного уровня. То есть партия будет оказывать активистам политические услуги. А названа эта услужливая партия партией «Гражданская платформа».
Попробуем расшифровать код Прохорова-Ройзмана.
Настораживает уже их упор на «партию без идеологии», не такую, как «карманные КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», а ту, через которую пойдут «гражданские активисты». Этот анонс кое-что раскрывает. Прежде всего то, что партия, вероятно, на 100 процентов кремлевский проект, нацеленный на гашение протестных настроений в обществе. Новые активисты в стране действительно появляются, как в центре, так и в регионах. Свой старт они делают на защите чего-либо (лесов, парков, рек и т.п.), но очень быстро осознают, что без политических действий у них мало что получается, и перед ними встает вопрос о необходимости либо вступления в одну из партий, либо сотрудничества с ними. Чтобы отвлечь их от такого шага, и изобретена, я думаю, эта прохоровская ловушка. Пожалуйте, дескать, к нам – у нас ни лица, ни идеологии, ни взглядов, ни убеждений, и мы деидеологизируем и вас тоже, до того, что для властей предержащих вы станете совершенно безопасны. Как трава, которую можно без оглядки мять и вытаптывать.
Можно, конечно, выдвинуть и еще одну версию: партия для Михаила Прохорова – это еще один бизнеспроект. Об условиях, на которых гражданским активистам будет предоставляться услуга по продвижению во власть, ничего ведь пока еще не сказано. Не исключено, что от них потребуется некий финансовый взнос – допустим, в партийную кассу. Взносы нынче исчисляются, как известно, миллионами. В рублях или в долларах – в зависимости от уровня власти, на который претендует соискатель-активист.
Либо речь идет о частно-государственном партнерстве. Государству – услуга по погашению протестов, а взамен – режим наибольшего благоприятствования и еще бабки с соискателей. Словом, Прохоров этот – фрукт, кажется, еще тот, продаст и глазом не моргнет. Вот так пока это выглядит.
Юрий Кашинский