13 июня исполнилось 65 лет известному в Ульяновске человеку, кандидату биологических наук, члену Союза писателей России, автору восьми книг философской прозы Анатолию Марасову. Анатолий Николаевич в течение 41 года занимался преподавательской и исследовательской деятельностью в Ульяновском педуниверситете. В течение 22 лет он руководил научной конференцией «Любищевские чтения», в 2009 году стал лауреатом областной премии имени Александра Любищева.
15 июня он приглашает ульяновцев на свой творческий вечер в Каминный зал Дворца книги. Начало – в 16.00.
Супруга Марасова Лидия Ивановна говорила мужу: «Ты поставил памятник Любищеву».
Как иначе назвать многолетнюю ежегодную конференцию «Любищевские чтения» и тринадцать книг Любищева, изданных по инициативе Марасова? Причем были опубликованы работы, которые могли бы еще долгие годы существовать лишь в виде рукописей. Например, «О монополии Лысенко в биологии» – изобличительный документ деятельности президента сельскохозяйственной академии, заведовавшего всем сельским хозяйством Советского Союза. «Философия социализма» – книга, составленная из набросков Любищева к большому, но так и не законченному труду. Смелым шагом была и публикация критической работы «О положении в средней школе». Последние три года «Любищевские чтения» проходят без участия Анатолия Николаевича, и за это время не было издано ни одной книги Любищева, сетует Марасов. А ведь, по его прикидкам, издано лишь около четверти трудов Любищева.
Накануне юбилея Анатолий Николаевич рассказал и о своих книгах. Среди них – знаменитые «Фразы», из-за которых Марасова «попросили» из педуниверситета: это записанные в течение многих лет забавные фразы и оговорки студентов и коллег-преподавателей. Рядом – философская проза, краеведческая кни-га об Ундорах. После выхода в свет автобиографических «Арабесок» Марасов почувствовал, что в пединституте на него стали смотреть косо: – Достаточно было одной фразы: «Одна и та же чичиковская мораль пронизывает властные структуры вуза» – и в 2001 году «любовь» ко мне закончилась.
Любимая книга – «Так говорят дети», в ней собраны реплики дочерей и одной из внучек Анатолия Николаевича. Главными своими книгами он называет «Катехизис» и «Сочинения о природе». А вот и последняя опубликованная работа – «Этюды к описанию сознания». В ней автор уже не впервой высказывает оригинальную идею о том, что сознание имеет неземное происхождение: – Считаю, что сознание на Земле только укоренилось. Земные клише в сознании, несомненно, присутствуют. Но некоторые его структуры, например, человеческое «я», «зажигаются» по такому сценарию, который не мог пройти только эволюционным путем и только на Земле. Совершенно парадоксально и возникновение речи. Исходя из теории эволюции, сознание возникло вопреки всему, ведь животные довольствуются рефлексами, и естественным путем сознание «не выводится». Не случайно соратник Дарвина Альфред Уоллес говорил о божественном происхождении человека. Я по этому поводу ничего окончательного сказать не могу, поскольку сомневаться в естественном происхождении человека от животных предков просто глупо: мы все, от амебы до человека, «написаны» одним и тем же языком – генетическим кодом, который не менялся четыре с половиной миллиарда лет!..
Таким образом, я выдвинул «ландшафтный» принцип в изучении сознания. И попутно решил другие заковыристые вопросы.
«Парадокс в том, что биология и философия не просто рядом, но взаимопроникают друг в друга». Марасов считает, что вклад в постижение сознания могут сделать физиологи, психологи, физики и специалисты из других областей знания, и ссылается на них в своих работах. Ему близка теория об антропном принципе Вселенной: в 1975 году астрономы заявили о том, что в структуре Вселенной с момента ее возникновения подразумевалось появление человека.
Марасов дорожит дружбой с доктором философских наук Юрием Линником, социологом Андреем Алексеевым, математиком и философом Рэмом Баранцевым… Называя эти имена, он вспоминает слова покойного завкафедрой зоологии пединститута Рэма Наумова о том, что в его жизни важную роль сыграли два человека – Любищев и пьяница-сапожник.
Марасов применяет эти слова к себе: он тоже ученик Любищева, а сестра его матери, имевшая три класса образования, была мудрейшим человеком. Не раз за нашу встречу Анатолий Николаевич вспоминает о супруге Лидии Ивановне. Ей Марасов посвятил свою последнюю книгу, которая практически готова к публикации. И даже эта биографическая книга по своему содержанию близка к философской прозе. Несмотря на то, что большинство людей занято тем, чтобы просто выжить, автор предлагает размышлять о сложных вещах.
Анна Школьная