Сергей Рашпиль
Что меня всегда удивляло, так это странное то ли нежелание, то ли неумение ульяновских властей (а может, и то, и другое?!) подобрать деньги, которые буквально лежат под ногами. Я говорю об организации в нашем регионе так называемого въездного туризма.

Ныне уже покойный Александр Николаевич Зубов, долгие годы верно служивший Ульяновску в качестве директора Государственного историко-мемориального комплекса «Родина Ленина», в 2011 году рассказывал, что в Ульяновске нет самого главного составляющего развития туристического бизнеса, а именно, «грамотной политики привлечения туристов. А главные проблемы – это транспорт и инфраструктура.»

А заместитель директора по развитию ГИМЗ «Родина Ленина» Оксана Соловей и вовсе приводила «убийственные» для наших руководителей цифры: в 2010 году Ярославль принял 300 теплоходов с туристами, маленький город Мышкин – 500 теплоходов, а Ульяновск… 60!

В семидесятые годы в Ульяновск приезжали около миллиона туристов ежегодно. В восьмидесятые годы очередь туристов в тот же музей-заповедник «Родина Ленина» никогда не иссякала, а сам город можно было назвать настоящей меккой советского туризма, вслед за Москвой и Ленинградом. А по некоторым оценкам, Ульяновск в 70-е и 80-е годы, был одним из самых посещаемых городов мира!

Учтите, что центром туризма Ульяновск стал, по сути, только за счет имени В.И.Ленина и построенного в 1970 году в честь столетия со дня рождения «вождя мирового пролетариата» Ленинского Мемориала. А ведь остается неиспользованным потенциал города, явившегося родиной создателя «Истории государства Российского» – Карамзина, величайшего писателя Гончарова, литераторов Языкова и Минаева, двухкратной олимпийской чепионки Людмилы Белоусовой… А как тонко можно было бы сыграть на переплетении судеб Владимира Ленина и Александа Керенского! Кстати, вот какой малоизвестный факт. Среди наших земляков создатель того, чем многие из нас пользуются каждый день: именно в нашем городе родился Дмитрий Крюков, создатель поисковой системы «Rambler”.

Однако вместо четко выстроенной и грамотной политики развития туристического бизнеса, мы постоянно слышим лишь заверения в том, что вот-вот и… Как пример можно привести слова Игоря Егорова, сейчас Председателя Счетной палаты Ульяновской области. В 2008 году именно он отвечал за развитие туризма в 73-м регионе. «Конечно, наш край славен именами. Гончаров, Карамзин. Ближайшие планы в области туризма? Это прежде всего огромная работа по въездному туризму…», – четко и уверенно отвечал корреспонденту одной из областных газет господин Егоров в 2008 году.

Прошло четыре года, и что мы видим? Ни опыт прошлых лет, ни лежащий на поверхности туристический потенциал города никто не пытается реализовывать. В плане развития туризма единственное достижение – строительство «Хилтона», усадьба Колобка, да организация разного рода бессмысленных и помпезных мероприятий вроде открытия памятника самой матерной букве русского алфавита.

Инфраструктура? Ремонтно-бордюрная эпопея под авторством творческого дуэта «Пинков-Иваненко» туристов в Симбирск тоже вряд ли привлечет. Исчезли несокрушимые гранитные бордюры, замененные подделкой из крашенного композита. Исчезли придававшие неповторимый облик главной улице города, чугунные резные ограды сквера. Бывшая «визитка» города, волжская набережная? Мусор, заброшенность, да пара дешевых палаток. Вот и весь сервис.

Отдельного разговора заслуживает туризм в сельских районах Ульяновской области. В прошлом году был в Барышском районе. Сказать, что район красив, значит, ничего не сказать. Практически идеальное место для развития агро- и экотуризма! Красивые леса, Акшуатский дендропарк, Жадовский мужской монастырь, уникальная система водоснабжения, сооруженная еще в 19 веке в одном из сел района – и это только один район 73-го региона!

Ресурсы сельских районов в области туризма впечатляют! 14 государственных заказников (из них два федерального значения), 95 памятников природы. Неповторимые уголки родного края! Белое озеро в Николаевском районе, еще одно Белое озеро (Белолебяжье) в Майнском районе, Юловский пруд, Сенгилеевские горы, Тургеневские острова, красивейший Старомайнский залив, Ундоровский заказник и прочее, прочее, прочее…

Однако стоим, смотрим вместе с одним из чиновников Майнского района на виды Белолебяжьего озера (кстати, именно это озеро является самым крупным в области, а не его «тезка» в Николаевском районе), спрашиваю: «чего же людей-то не привлекаете массово, если сами рассказываете о том, что сюда даже из Нового города и Татарстана приезжают. Хочешь рыбу лови, хочешь загорай, хочешь, кино снимай – места-то красивейшие». Ответ поразил своей «железобетонной» логикой: «так ведь инвестора ждем!». А ведь без создания для инвестора привлекательных условий никто не станет «вкладываться», ни один предприниматель не станет заниматься весьма и весьма специфичным туристическим бизнесом. Что делается для того, чтобы заманить «в глубинку» людей с предпринимательской жилкой?

Довольно резко по поводу организации въездного туризма высказался один из представителей туристического бизнеса Ульяновска, сказавший: «Я патриот своего края… Но как я буду смотреть в глаза партнерам после того, как они привезут группу в Ульяновск и выскажут мне: у вас такие дороги, у вас такие автобусы. Понимаю, что для Ульяновской области выгодно развивать въездной туризм. Но пока мы не приведем город в порядок, качественного отдыха предоставить не сможем…»

По поводу организации и развития въездного туризма в нашем регионе каждый год что-то говорит и обещает губернатор, проводятся «круглые столы», организуются форумы и семинары, а в городе, как не было достаточного количества урн для мусора, так и нет! Какой уж тут туризм! Туалеты бы на автовокзале отремонтировать, и то хорошо…