В следующем году в России может появиться новый вид налога для физических лиц.
Споры о необходимости введения подобного налога ведутся уже много лет. Многие видят в нем попытку хоть как-то восстановить социальную справедливость и сгладить чудовищный разрыв между богатыми и бедными, разница в доходах которых колеблется от 16 до 40%. Вместе с тем ряд экономистов усматривают в подобном налоге серьёзную угрозу для только-только формирующегося среднего класса – тех, кто едва начал более-менее прилично зарабатывать и кто, по большому счёту, должен являться основой общества. Попробуем расставить точки над
Роскошь – это…
Сегодня любой россиянин, сколько бы он ни зарабатывал, платит государству 13% от своих доходов. В общественно-политических кругах неоднократно обсуждали возможность возвращения к прогрессивной шкале налогообложения: больше зарабатываешь – больше платишь. Однако здесь есть подводный камень – власти опасаются, что подобная налоговая реформа приведёт к тому, что львиная доля доходов будет утаиваться, и у владельца собственного завода официально окажется такая же зарплата, как у сторожа автостоянки.
Налогообложение роскоши кажется на этом фоне вполне логичным и справедливым. В 2007 году группа депутатов Государственной Думы уже предлагала подобный законопроект. Налог предполагалось ввести на дома стоимостью свыше 15 миллионов рублей, автомобили и самолёты стоимостью свыше двух миллионов и предметы искусства дороже 300 тысяч. Для примера: в Ульяновской области менее 5% населения имеют доходы свыше 50 тысяч рублей в месяц. По данным городских автосалонов, автомобилей премиум-класса – таких, как «Ниссан-Патруль» или «Рэйндж-Ровер», стоимостью под три миллиона – за год продаётся не более десятка, и в каждой новой партии машин таких заказывают одну-две. Вдобавок противники проекта настояли, что эти люди уже платят транспортный налог, который исчисляется соизмеримо мощности двигателя автомобиля, налог на имущество и так далее. Словом, проект не прошёл.
Сейчас государственные мужи настроены более решительно. По словам министра финансов Правительства РФ Антона Силуанова, есть все шансы, что новый налог введут уже в следующем году. Таким образом, обладатели дорогих домов, авто и прочего рискуют оказаться под двойным налогообложением, ибо об отмене действующих налогов речь не идёт. Легко представить, какую реакцию вызовет это у многих бизнесменов – будут, как в лихие 90-е, искать лазейки, чтобы не платить. И найдут, поверьте.
– Другая опасность налога на роскошь – он может больно ударить по тем, кто едва начал вставать на ноги, – считает ульяновский бизнесмен Исаак Гринберг. – Скажем, если у человека есть своё маленькое предприятие, где он трудится со своей семьёй, или он с трудом накопил на собственный дом – ему тоже придётся платить этот налог? Поэтому нашим парламентариям необходимо очень чётко определить, кого же считать богатым, и что является предметом роскоши.
На западном опыте
Системы взимания налога на роскошь действуют сегодня во многих странах. Скажем, во Франции ещё в 80-е был введён специальный налог на богатство. Он взимается, если состояние гражданина оценивается свыше, чем в 1,3 миллиона евро. При этом учитываются и имущество человека, и банковские счета, и ценные бумаги, даже если они хранятся за пределами страны. Ставка налога варьируется в пределах 0,25-0,5%.
В Испании налог на роскошь был введён вследствие большого внешнего долга страны. Платят его обладатели состояния свыше 700 тысяч евро – от 0,2% до 2,5% в год. Многие российские экономисты считают, что подобные схемы также не идеальны, ибо могут спровоцировать отток капиталов за границу в различные фонды или офшоры. Кстати, такой опыт уже есть.
Попытка обложить налогом дорогие автомобили, яхты и ювелирные украшения имела печальные последствия в США. Введённый при правлении Джорджа Буша-старшего, этот налог неожиданно ударил… по местным производителям предметов роскоши. Состоятельные американцы стали покупать машины и яхты в других странах. В итоге и отечественного производителя подвели, и денег собрали вдвое меньше, чем планировали.
Следует сказать, что введение налога на роскошь непременно столкнётся с проблемой оценки имущества. Ту же яхту Романа Абрамовича, размером с футбольное поле, могут оценить по стоимости малолитражного автомобильчика. Коррупционная составляющая прослеживается сама собой. Вдобавок под понятие «предмет роскоши» может попасть имущество, доставшееся по наследству, то есть безвозмездно. Скажем, унаследовавший от умершей тётушки большую квартиру в центре города может получить такой счёт из налоговых органов, что ему придётся её продать, чтобы расплатиться. А это уже противоречит Конституции. Так нужен ли в России налог на роскошь? Безусловно, нужен. Но прежде чем играть в Робин Гуда, властьимущим следует досконально проработать все нюансы. Иначе неизвестно, какими последствиями обернётся это нововведение…
Даниил СТАРКОВ