«Москва ведь не Берлин, не Вена, не Мадрид. В ней гроб всей армии французской был открыт» – в подобных двустишиях, а главное – в гравюрах с выставки «Отечественная война 1812 года в гравюрах» раскрываются страницы одной из трагических и победоносных войн в истории России. Выставка посвящена 200-летию Отечественной войны 1812 года и будет работать в музее «Метеорологическая станция Симбирска» и в музеях еще 33 российских городов до конца сентября.

Гравюры художников из Франции, Германии, России, созданные в XIX–XX веках, рассказывают о главных действующих лицах и решающих битвах той войны. Французы: Наполеон Бонапарт, его младший брат Жером, прозванный в русских войсках «королем Еремой», и «храбрейший из храбрейших», по оценке Наполеона, маршал Мишель Ней.

Русские: Александр I, маршал Михаил Барклай-де-Толли, полководец Михаил Голенищев-Кутузов. 12 июня 1812 года: авангард французских войск, в три раза превосходящих русскую армию, вошел в город Ковно (ныне Каунас в Литве). Смоленское сражение 16 и 17 августа, когда русские войска были вынуждены отступить в сторону Москвы, а французы, потерявшие 20 тысяч человек убитыми, так и не смогли взять Смоленск. 7 сентября: Бородинское сражение, названное Кутузовым самой кровопролитной баталией того времени. 14 сентября: вступление войск Наполеона в Москву, с ночи 14 сентября по 18 сентября – знаменитый пожар, в котором выгорела большая часть столицы. 20 ноября: сражение под городом Красным, поражение армии Наполеона, потерявшей почти всю артиллерию и конницу.

«Серьезную» часть выставки дополняет «Теребеневская азбука» Ивана Теребенева, создавшего для детей азбуку на карточках на тему Отечественной войны 1812 года.

Картинки-карикатуры, сопровожденные двустишиями, были выгравированы и раскрашены от руки акварелью в конце 1814 года. В шуточной манере Теребенев рассказал о мужестве, самоотверженности и находчивости простых русских солдат, показал разложение еще недавно победоносной французской армии, сделав акцент на трусости, мародерстве и постыдном бегстве солдат в попытке научить презирать захватчиков. Стихотворные подписи под картинками «Азбуки» принадлежат перу самого Теребенева.

Анна Михайлова