К осени нынешнего года ожидается подорожание иномарок, прогнозируют эксперты. Все дело в принятом решении о введении в России утилизационного сбора при ввозе в страну подержанных импортных автомобилей.
Новость о вступлении России в ВТО отечественные автолюбители встретили с радостью, ведь ожидалось, что со снижением заградительных пошлин в Россию пойдет поток подержанных, но еще довольно надежных и хорошо укомплектованных машин. Однако все надежды рухнули на этой неделе, когда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил о введении утилизационного сбора при ввозе в страну подержанных иномарок.
Эта специальная пошлина, необходимая для компенсации экологического вреда и затрат на уничтожение отработавших свой век авто, будет рассчитываться отдельно для подержанных иномарок и для новых машин.
– Россия вступает в ВТО, и возникает определенный набор чувствительных моментов. Они касаются и экологии, и безопасности пользования транспортными средствами, потому что станут привозить хлам в огромных количествах. И, конечно, это будет препятствовать развитию нашего собственного автопрома. Идея утилизационного сбора связана именно с этим соображением, – подчеркнул Медведев.
Предполагается, что соответствующие поправки к закону «Об отходах производства» будут приняты в июле. В этом случае они вступят в силу уже осенью этого года.
Примечательно, что партнеры России по Таможенному союзу (Белоруссия и Казахстан) дополнительные платежи вводить отказались, защитив интересы своих граждан.
По предварительным расчетам Минпромторга и Минэкономики, утилизационный сбор для новых легковых автомобилей составит от 20 до 45 тысяч рублей в зависимости от объема двигателя, для грузовых – от 150 до 400 тысяч рублей в зависимости от тоннажа. Ставки на подержанные автомобили, судя по всему, будут и вовсе заградительными. В частности, предлагается установить сбор для подержанных автомобилей в диапазоне от 40 до 600 тысяч рублей, на бывшие в употреблении грузовики – от 700 тысяч до 1,5 миллиона рублей. Пока никаких конкретных цифр нет, ставки будут утверждены позже постановлением правительства.
Эксперты высказывают разные оценки и мнения по поводу последствий введения утилизационного сбора, однако большинство из них ожидают, что цены на импортируемые автомобили повысятся на сумму от 30 до 50 тысяч рублей.
Директор аналитического агентства «Автостат» в интервью «Российской газете» в целом положительно оценил нововведение, назвав его «логичной мерой по защите собственного автопрома». С ним не согласен лидер Движения автомобилистов России депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, расценивающий пошлину как дополнительный налог, который в полной мере ляжет на плечи покупателей иномарок.
Очевидно и то, что утилизационный сбор никак не отразится на экологии. Во-первых, многие ввозимые сегодня иномарки возраста пяти-десяти лет дают фору по экологическим свойствам выхлопов многим новым отечественным моделям автомобилей, не говоря уже о безопасности. Во-вторых, несмотря на действие государственной программы, в России так и не была создана комплексная система утилизации автохлама. Автоутилизация у нас, как правило, сводилась к разбору машин с последующей продажей запчастей на ближайшем рынке.
Вадим Пилюков