Скорая помощь в городе Ульяновске организована в ноябре 1936 года. А 30 октября 2007 года Постановлением мэра Ульяновска в целях улучшения качества оказания скорой медицинской помощи, повышения эффективности работы и совершенствования структуры произошла реорганизация «Больницы скорой медицинской помощи» путем выделения из ее состава «Станции скорой медицинской помощи г. Ульяновска». О том, как работает сейчас cкорая помощь, согласился рассказать «Медиа 73» заместитель главного врача по медицинской части ГУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска» Александр Анатольевич Шаповал.

– В СМИ то и дело проходят публикации, где ульяновцы жалуются на медленную работу cкорых, на то, что они долго едут к пациенту. Почему это происходит?

– Много опозданий возникает потому, что не всегда удается оказать медицинскую помощь сразу всем жителям. В течение суток существуют пики наплыва вызовов, когда имея хоть сто машин, мы всё равно не сможем приехать сразу ко всем нуждающимся. В результате этого происходят опоздания, которые негативно расцениваются некоторыми жителями города. Более того, не так давно территория, которую обслуживает наша станция, расширилась – к Ульяновску присоединили пригородную зону. А туда, сами понимаете, не всегда удается добраться быстро, особенно в зимнее время.
Наши диспетчеры имеют чёткую инструкцию, где распределяются поводы к вызову по категориям срочности. Естественно, сначала выезжаем на срочные вызовы, а потом – на все остальные: одно дело – болит голова, а другое – попал в ДТП, лежит и умирает. Но, в любом случае, мы выезжаем ко всем, кто вызывает скорую, никому не отказываем. Хочу напомнить ульяновцам, что при поликлиниках есть отделения неотложной помощи, которые могут выехать на более простые вызовы, например, на обострение хронических заболеваний.

– Что ещё влияет на скорость cкорых?

– Несомненно, влияет дорожная обстановка. Не все водители пропускают автомобили cкорой помощи, спешащие на вызов. Плюс ещё скорость зависит от того, в каком состоянии находится наш автотранспорт.

– А в каком состоянии находится автотранспорт?

– Сейчас не секрет, везде пишут, что автотранспорт не совсем новый. Он получен в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006-2007 годах. Плюс получали дополнительные машины в 2009-2010 годах. Сейчас новых машин, к сожалению, нет. Но, несмотря на возраст, машины служат исправно.
Надо учитывать еще и то, что машины у нас используются круглосуточно. В год одна машина проходит в среднем 100 тысяч километров. Для отечественного автомобиля, который за 5 лет проходит 500-600 тысяч, это очень много. Естественно автомобили ломаются, но мы стараемся их своевременно ремонтировать. Все автомобили скорой медицин сой помощи своевременно проходят техническое обслуживание и осмотр в ГИБДД.

– Не так давно на станции была прокурорская проверка, в ходе которой выяснилось, что некоторый персонал не до конца укомплектован спецодеждой. Сейчас ситуация как обстоит?

– У нас сотрудники обеспечены зимним и летним комплектом спецодежды. Куплена она в 2008-2010 гг. Хотелось бы, чтобы она обновлялась почаще, но не всегда наши желания совпадают с нашими возможностями. Поэтому новых сотрудников, которые устраиваются к нам на работу, не можем полностью обеспечить спецодеждой. Всё упирается в недостаток финансов.

– Что можете сказать по изменению зарплат сотрудников в последнее время?

– Повышается так, как идут все распоряжения по министерству. Так, недавно нам подняли зарплату на 6,5%. Осенью готовимся к новому повышению. Средняя зарплата у врачебного и фельдшерского персонала несколько выше, чем в целом по министерству. Но у них интенсивность работы, ответственность, условия несколько жёстче, чем у стационара или в поликлиниках.

– Внедряются ли в работу cкорой помощи новые технологии?

– С прошлого года проводим догоспитальный тромболизис. То есть людям, у которых начинается инфаркт, можно провести специфическую терапию ещё дома или в машине cкорой помощи. Это позволяет намного сократить время лечения, улучшить прогноз. Лечение дорогостоящее, но эффективное.
Плюс внедряем новое оборудование по программе модернизации. Получили небулайзеры, которые есть в каждой машине. Теперь мы можем с их помощью проводить ингаляционную терапию. Очень хорошо помогает тем, кто болеет бронхиальной астмой. С помощью такого оборудования можно быстро снять приступы, быстрее, чем при внутривенном введении лекарств.
А вообще перечень оборудования cкорой помощи жёстко регламентирован приказом Минздрава России. Всё, что в этом приказе прописано, у нас есть в рабочем состоянии. Отклониться от него мы не имеем право.

– Существуют ли новые разработки, касающихся самих автомобилей cкорой помощи?

– Да, есть прототип нового автомобиля на базе «УАЗ-Патриот». Там будет немецкое оборудование. Пытаемся запустить машину в серию. Если получится, будет очень здорово. Машина полноприводная. По соотношению цена-качество не имеет аналогов даже с импортными автомобилями.

– Благодарят ли пациенты работников cкорой помощи за вовремя оказанную помощь и спасённые жизни?

– Да, конечно. И стихи даже писали. У нас есть специальная книга учёта, где все такие случаи записываются. К слову, благодарностей всегда было больше, чем жалоб. Последние тоже порой бывают, чего греха таить. Но все их мы строго проверяем, делаем необходимые выводы и исправляем.

Виктор Мартынов