В конце 2007 года новым начальником УВД по Ульяновской области стал генерал Бакаев (ныне ректор УлГПУ). А спустя короткое время в структуре областного ГИБДД (ГАИ) появился ничем не приметный капитан Моргачёв. Капитан, которому было чуть за тридцать, появился неизвестно откуда, и, не прослужив ни одного дня в областной госавтоинспекции, сразу же занял должность заместителя начальника МРЭО (межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел), а затем и заместителя начальника ГАИ области, получив звание майора.

По областной ГИБДД поползли слухи, что новоиспеченный майор то ли племянник генерала Бакаева, то ли сын его друга, но привезли Моргачева в Ульяновск, дескать, не случайно, а чтобы сделать начальником областной ГИБДД. Те, кто в это не верил, говорили, что в такие-то годы свежеиспеченные майоры начальниками не становятся, что для седых подполковников да полковников, съевших на дорогах области «пуд соли», назначение на должность «мальчишки» будет просто оскорбительным, что он, дескать, и с жезлом-то на дороге постоять толком не успел, а не то, чтобы управлять серьезной государственной структурой…
Так ли или иначе, но слухи подтвердились. Сначала «ушли» с должности начальника ГИБДД полковника Владимира Харинова, и 5 февраля 2010 года поставили на эту должность то ли племянника, то ли сына друга Бакаева майора Моргачева.
В структуре областной ГИБДД начались изменения. Говорят, чтобы укрепить свою власть, майор «топал ногами» и кричал на подчиненных, что якобы заморозит их всех на дорогах. Так ли это было или нет, утверждать не будем, однако майор приступил к реформам.

«Младореформатор»
Сначала произошло резкое сокращение штатов. Многие сотрудники, честно отдавшие службе в ГАИ годы своей жизни, были уволены. Причем, как говорят, создавалась такая рабочая атмосфера, что людям ничего не оставалась делать, как писать заявление по собственному желанию. Десятки семей уже бывших сотрудников ГИБДД остались без средств к существованию. Седые капитаны, майоры, подполковники, полковники, отдавшие службе в ГАИ годы своей жизни, в 40-50 лет вынуждены были искать работу, чтобы заработать на кусок хлеба для своих семей.
Дальше новый начальник взялся за посты ДПС. Те самые стационарные, перед которыми водители даже чисто психологически настраивают себя на то, чтобы не нарушить правила дорожного движения.
Перед постами снижают скорость, кто забыл, пристегивают ремни безопасности, а кто и просто останавливается, чтобы передохнуть после многочасового сидения за рулем. Одним словом, стационарный пост ГИБДД всегда служил как некий «контролер» за водителя-ми, техническим состоянием автомобилей, контролем за перевозкой грузов. Если хотите, стационарный пост ГИБДД – это грозный «напоминатель» водителю: соблюдай правила дорожного движения, не нарушай закон! И не случайно за 2-3 км до поста ГИБДД устанавливают знаки – впереди пост ДПС. Дескать: соберись, водитель и будь внимателен.
Майор все посты ликвидировал. Вернее, он сам назвал это «консервацией». Как бы то ни было, на сегодняшний день в Ульяновской области нет ни одного стационарного поста ГИБДД. В 2010 году, когда началась ликвидация постов, «Молодежная газета» предположила, что Ульяновская область может стать регионом, через дороги которого беспрепятственно смогут передвигаться как преступники, так и перевозится незаконные грузы. Честно говоря, тогда мы были шокированы такими действиями начальника ГИБДД.
Но новый начальник попытался успокоить читателей «Молодежки», заявив, что взамен стационарных на дорогах станет больше передвижных постов ГИБДД.
Почти два года «Молодежка» наблюдала. Возможно, количество этих передвижных постов ГИБДД и увеличилось, однако мы их не заметили. Да и улучшения состояния наших дорог (о них ниже) и резкого сокращения дорожно-транспортных происшествий тоже не наблюдаем. А вот то, что многие водители других регионов над нами хохочут, факт. И говорят: «Хочешь провезти что-то без документов – вези через Ульяновскую область. Она – проходной двор».
По неофициальной информации (это когда сотрудники соответствующих ведомств просят не называть их фамилии), увеличился наркотрафик как в саму Ульяновскую область, так и через нее.

Живого человека заменил ящик
Количество переносных камер видеонаблюдения при начальнике-майоре действительно увеличилось. Это те, рядом с которыми стоит, как правило, автомобиль без опознавательных знаков ГИБДД, и в котором сидит или лежит, то ли сотрудник ГАИ, то ли стажер иногда даже в очень неприятном внешнем виде. Об этом «Молодежка» писала не раз.
Безусловно, камеры видеонаблюдения, которые регистрируют нарушения, нужны. Точно так же, как нужно наказывать нарушителей правил дорожного движения (далее ПДД -редакция). И меня не единожды наказывали по справедливости.
Однако кроме наказания существует профилактика. И профилактика нарушений правил дорожного движения, с моей точки зрения, является главной задачей ГИБДД. Думаю, что это так и не понял нынешний майор-начальник ГАИ. Я к тому, что если бы рядом с камерой стоял сотрудник ГАИ, которого видел водитель, то нарушений не было бы точно. Живой сотрудник ГИБДД всегда воздействует на водителя «отрезвляюще». Никакая пластмассово-электронная начинка не заменит живого человека! Кстати, при необходимости и общения с сотрудником ГАИ.
Я это еще и к тому, что уволенные и сокращенные сотрудники ГАИ могли дежурить в час пик на сложных перекрестках и дорогах, регулируя дорожное движение. Эти сотрудники могли проводить уроки безопасности в школах, техникумах, институтах, детских садах. Все это способствовало бы уменьшению ДТП. Но эти сотрудники вынуждены искать заработок на кусок хлеба для своих семей, своих детей.
Не должно быть так, с моей точки зрения! Неправильно это!

Начальник не комментирует преступления гаишников
Интересно, что почти за 2,5 года с того времени, когда майор возглавил службу ГАИ Ульяновской области, внутри самой структуры происходят тоже любопытные события.
В начале 2012 года был вынесен приговор 42-летнему командиру роты отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД по Ульяновской области майору Андрею Глущенко. Он признан виновным в совершении преступления по ч. 3, п. «в» ч. 5 ст. 290 Уголовного кодекса РФ (получение взятки в крупном размере), п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия). Суд назначил ему наказание в виде 2-х лет колонии общего режима и штраф в размере 30 миллионов рублей.
Комментариев в СМИ от его начальника майора Моргачева не последовало. Хотя участники дорожного движения – водители и пешеходы, то есть все мы, эти комментарии ждали.
В 2010 году из публикации в «Молодежке» широкой общественности стали известны факты о том, что 40-летний инспектор ДПС ГИБДД УВД по Ульяновской области Рафаэль Галлеев, находясь в состоянии алкогольного опьянения, управляя принадлежащим ему автомобилем ВАЗ 21099, превысил скорость и сбил находившуюся на пешеходном переходе 69-летнюю женщину, которая от полученных травм скончалась. При этом он предложил одному из жителей области 50 000 рублей, чтобы тот взял вину на себя, чтобы самому избежать уголовной ответственности.
И снова никаких комментариев со стороны начальника ГИБДД области. Вроде, это и не его сотрудники совершили позорные преступления.
Вот так вот, уважаемые читатели «Молодежки». Похоже, начальник ГИБДД проявляет корпоративную солидарность вместо того, чтобы дать честную и принципиальную оценку.
По этим фактам можно предположить, что воспитательная работа со стороны начальника ГИБДД с личным составом находится на крайне низком уровне.

В работу ГАИ вмешалась прокуратура
Буквально на днях Прокуратура Ульяновской области обнародовала итоги проверки исполнения органами власти и правоохра-нительными органами законодательства, регламентирующего вопросы организации использования автомобильных трасс и осуществления дорожной деятельности.
Эти итоги и вскрывшиеся в них факты, говорящие о работе ГИБДД области, шокировали в очередной раз.
Давайте обратимся к официальному документу. Цитируем: «Так, установлено, что повсеместно распространенные факты несоблюдения нормативных требований к содержанию и эксплуатации автодорог региона зачастую остаются без должного внимания ГИБДД области…»
То есть, в переводе с сухого официального языка, зачастую ГИБДД области и его начальнику майору Моргачеву наплевать на то, что наши автодороги находятся в плачевном состоянии!
Цитируем дальше: «Отделом ГИБДД МО МВД России «Николаевский» при наличии на участке автодороги федерального значения М-5 «Урал», проходящей по территории муниципального образования, семи мест концентрации ДТП (вдумайтесь – семи мест, где неоднократно совершались ДТП) проверка эксплуатирующей дорогу организации была проведена лишь по требованию прокуратуры района».
Дальше – больше. Прокуратура информирует, что «…ненадлежаще контролировалось состояние уличной сети государственными инспекторами дорожного надзора в городе Димитровграде, Сурском, Инзенском и Чердаклинском районах».
Как вам, уважаемые читатели? Бесконтрольность со стороны ГИБДД в том числе и приводит к тому, что наши дороги считают чуть ли не худшими в России! Как же так, начальник Моргачев?
Вы думаете, это все? Нет! Читайте дальше, что говорит прокуратура: «Должностнымилицами ОГИБДД МО МВД России «Майнский» не принимались адекватные меры для устранения недостатков участка автомобильной дороги федерального значения «Саранск-Сурское-Ульяновск» с высокой концентрацией ДТП».
То есть там, где происходит много ДТП, ГАИ должна была принять адекватные меры, чтобы этих ДТП не было. А ГАИ адекватных мер не принимала! А соответственно, и ДТП продолжали иметь место. Вот так, уважаемые читатели. Вот так майор Моргачев руководит районными подразделениями.
Материалы прокурорской проверки можно цитировать до бесконечности… Однако давайте посмотрим на ее итоги.
Прокуратура области информирует, что за 2011-2012 годы «… на автодорогах региона было совершено 450 дорожно-транспортных происшествий с сопутствующими неудовлетворительными дорожно-транспортными условиями, в которых погибли 85 человек, ранено почти 600. Однако предусмотренные законом полномочия по запрету движения на аварийных участках дорог, создающие реальную угрозу безопасности его участников, ГИБДД области практически не реализуются».
Вот так, уважаемые читатели! Ни много, ни мало. По сути, информация прокуратуры говорит о том, что областное ГИБДД практически не реализует то, что закон обязывает делать, а это приводит к росту числа ДТП.
А теперь еще раз вернемся к документу прокуратуры: «Указанные факты бездействия органов ГИБДД способствуют ухудшению нормативного состояния улично-дорожной сети региона, росту дорожно-транспортных происшествий, травматизму и гибели людей».

Для майора, который должен уйти в отставку
А теперь лично для господина майора – начальника ГИБДД области Моргачева повторим: факты бездействия органов гибдд способствуют травматизму и гибели людей!
С точки зрения редакции «Молодежной газеты», это является оценкой лично Вашей профессиональной деятельности, господин Моргачев, как начальника ГИБДД.
И еще. После таких оценок со стороны средств массовой информации и прокуратуры области, как правило, добровольно подают в отставку. Ведь должно же хотя бы быть стыдно перед своими подчиненными и перед жителями области.
Саша ЛЕСНОЙ
От «молодежной газеты»
В ближайшие дни редакцией «Молодежной газеты» будет направлено письмо Министру Внутренних Дел России Колокольцеву в.а. с имеющимися в редакции газеты фактами бездействия руководящих работников ГИБДД Ульяновской области, которые способствуют увеличению количества ДТП, травматизму и гибели людей на дорогах Ульяновской области, и ходатайством освободить от занимаемой должности начальника УГИБДД по Ульяновской области майора Моргачева св. как не соответствующего, с точки зрения «Молодежной газеты», занимаемой должности.
Второе письмо мы направим начальнику Главного управления собственной безопасности МВД РФ с просьбой провести проверку действий отдельных руководящих работников УГИБДД Ульяновской области на предмет коррупционной составляющей.