На стол начальника управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Ульяновской области, полковника Михаила Валентиновича Санкина секретарь периодически приносит письма от родственников потерпевших.
Встревоженные слова. Трагические факты не позволяют оставаться равнодушными. Просят все одного: ускорить выплату суммы исков, предъявленных судом к преступникам. Сегодня таких исков к осужденным в колониях региона уже 13320 на общую сумму около 400 миллионов рублей.
И только небольшая часть из них постепенно погашается. Почему?
Все просто. Отбывающие наказание не работают. Они живут на средства, получаемые из федерального бюджета. Их исправно кормят. Обеспечивают бытовые условия. Как говорят: нары – не Канары. И все-таки по режиму похожи на оздоровительный лагерь. Ситуация приобрела массовый характер не только в Ульяновской области. А решать ее надо нам. Об этом шла речь на Дне открытых дверей, организованном производственным сектором Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области и департаментом развития предпринимательства министерства экономики Ульяновской области. Пригласили к разговору также заместителя председателя правительства Ульяновской области Н. Маркина, федерального инспектора РФ по Ульяновской области В. Козина, руководителя департамента развития предпринимательства Р. Гайнетдинова. Но больше всего организаторы ждали самих представителей малого и среднего бизнеса региона. И они пришли, чтобы вместе подумать над проблемой.
Подумаем вместе
Немного цифр. В исправительных учреждениях региона сегодня находится чуть более восьми тысяч осужденных. Около восьмидесяти процентов из них – жители Ульяновской области. Трудятся на рабочих местах на территории колоний только 2548. Как рассказал начальник управления М.Санкин, используются, далеко не все ресурсы системы. Сорок процентов производственных площадей, размещенных на территории исправительных учреждений, обеспеченных всей необходимой инфраструктурой, попросту простаивают.
Вот и появилась у руководства УФСИН и правительства области мысль – привлечь в зону представителей малого и среднего бизнеса. Создать там новые рабочие места. Насколько это выгодно?
Руководитель департамента развития предпринимательства Руслан Шавкато-вич Гайнетдинов внимательно проанализировал все стороны явления прежде чем высказывать свое мнение.
– Мы имеем небольшой опыт сотрудничества с системой исполнения наказаний, – рассказывает он.- С 2009 года отдельные фирмы начали размещать заказы на предприятиях в колониях. И не разочаровались. Мы обнаружили ряд выгодных условий для производства. К примеру, есть возможность снизить себестоимость выпускаемой продукции за счет того, что киловатт-час используемой в производстве электроэнергии стоит дешевле. Примерно два с половиной рубля. Есть значительный выигрыш и в стоимости нормо-часа. Заработная плата осужденных ниже чем у тех, кто работает на свободе.
Возможно, на взгляд несведущего человека – это нарушение прав отбывающих наказание. Однако закон трактует иначе. Зарплата соответствует минимальному ее уровню, принятому в государстве.
Но отвлечемся от чисто материальных аспектов трудоустройства отбывающих наказание. Есть и социальная сторона проблемы. О ней говорил заместитель председателя правительства Ульяновской области Николай Петрович Маркин.
– Статистика свидетельствует о том., – отметил он, – что по некоторым видам преступности рецидив составляет до пятидесяти процентов. Причина этого явления понятна – осужденные, не занятые трудом, привыкают к безделью. Особенно, если находятся в местах лишения свободы длительное время. Им трудно адаптироваться к свободе, начать трудиться. Процесс ресоциализации их затруднен. Именно поэтому сейчас в правительстве области разрабатывается специальная программа создания рабочих мест в исправительных учреждениях.
Руководить процессом создания таких специфических рабочих мест невозможно без законодательной поддержки. Поэтому в Законодательном собрании Ульяновской области депутаты работают над новым регионалтным законом, который предусматривает ряд налоговых льгот для предпринимателей и руководителей предприятий разных форм собственности, создающих рабочие места для осужденных. Надо сказать, что в России уже есть подобные правовые документы. Они исправно работают в пяти субъектах Мурманской и Томской областях, Мордовии и Чечне, Еврейском АО. Ульяновская область имеет все шансы стать шестой в этом списке.
Ресурсы и потенциал
Сейчас много говорят о так называемой бизнес-привлекательности предприятий. Когда заместитель начальника управления ФСИН по Ульяновской области Роза Михайловна Моторина пригласила бизнесменов к сотрудничеству, в аудитории раздался смех. Двусмысленность фразы: «мы ждем вас» понятна. Привлекательность бизнеса «за колючкой» оценивается не сразу. Нужно перешагнуть естественный порог обыденного мнения. И взглянуть на явление с чисто экономической стороны. Моторина назвала цифры. В 2011 году промышленность уголовно-исполнительной системы произвела продукции на сумму 394,4 млн. рублей. Это изделия деревообрабатывающей и легкой промышленности, стройматериалы, изделия металлообработки, машиностроения, бытовой химии.
Для их производства есть квалифицированные кадры. Их готовят в семи профессиональных училищах, расположенных на территории учреждений.
Но несмотря на это, бизнесу могут предложить 5382 квадратных метра свободных производственных площадей с полной инфраструктурой.
Товары, выпускаемые «за колючкой», представили на выставке. Здесь можно было увидеть все от деревянных шкатулок ручной работы до спецмашин для перевозки хлеба и молока.
Есть надежда, что день открытых дверей поможет и бизнесу, и систем исполнения наказаний.
Галина ГРИГОРЕНКО